Уже само название рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
свидетельствует о том, что речь в нем пойдет не только о жизни конкретных
героев, но и о судьбе человека в широком смысле. В этой связи в произведении
немало философских обобщений. «Да что десять лет! Спроси у любого пожилого человека,
приметил он, как жизнь прожил!.. Прошлое — вот как та дальняя степь в дымке», —
восклицает герой рассказа.
Примечательна композиция произведения. Это так называемый
рассказ в рассказе. М.А. Шолохов использует так называемую сказовую манеру.
Рассказчик встречает на Дону мужчину и мальчика. Во время
перекура завязывается разговор с путниками. Благодаря ряду колоритных
художественных деталей автор с первых страниц рассказа знакомит нас с героями.
Мужчина достает памятный кисет с надписью «Дорогому бойцу от ученицы 6-го
класса Лебедянской средней школы» и сетует на то, что не мужское дело с
ребенком путешествовать. Затем выясняется, что тот приходится ему приемным
сыном. Образ мальчика, который во время Великой Отечественной войны остался
сиротой, чрезвычайно колоритный. Не случайно автор акцентирует внимание на
улыбке и светлых, как небушко, глазах ребенка.
Далее следует обстоятельный рассказ о жизни главного героя.
Андрей Соколов рассказывает о том, как складывались его семейные отношения. Эта
история демонстрирует простое человеческое счастье в работе и хозяйственных
заботах: хлопотливая жена, дети, небольшой домишко. Война разрушила все в один
момент. Ярким трагизмом окрашена в рассказе сцена прощания Андрея с женой. Она
прижалась к нему, «как лист к ветке», всхлипывала и дрожала, «будто
подрубленное дерево». Каскад сравнений передает всю глубину горя женщины,
провожающей мужа на фронт («глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом
человека», «губы белые, как мел»). До самой смерти будет вспоминать он, как
оттолкнул ее в прощальный час.
М.А. Шолохов использует в этой сцене прием развернутого
портрета, акцентируя внимание читателя на двух основных деталях: губы и глаза.
После сцены прощания героя с женой следует о том, как тяжело пришлось женщинам
и детям в тылу. Лишь после гибели семьи понял Андрей Соколов, что та довоенная
жизнь в заботах и каждодневном труде и была самым счастливым временем в его
судьбе. Через портрет героя М.А. Шолохов мастерски передает его переживания
сцены прощания с женой: «Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на
рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших
глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные
руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...» При воспоминаниях
у героя сердце «будто тупым ножом режут...»
Редко писал герой домой, избегая жаловаться жене: «На то ты
и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому
нужда позвала». Глазами Андрея Соколова показываются в рассказе ужасы войны:
стрельба, разрыв снарядов, в клочья пробитая машина. Герой попадает в
окружение.
После Великой Отечественной войны в Советском Союзе было
предвзятое отношение к тем, кто возвратился из плена. Конечно, среди пленных
были и трусы, и предатели. Но в основном солдаты все-таки пытались выполнить
свой воинский долг до конца, а попали в плен, выходя из окружения или при
мощных наступательных маневрах противника. М.А. Шолохов своим рассказом
реабилитировал этих людей. Осудить их на фоне многочисленных жертв и увечий
было проще, чем войти в то непростое положение, в котором они оказались.
Недаром М.А. Шолохов так подробно рассказывает о том, как Андрей попал в плен:
герой рассказа выполнял приказ командира доставить боеприпасы на батарею, был
контужен и подобран фашистским отрядом. Соколов не мог смириться с участью
пленного, пытался бежать, но его снова поймали. Всем ходом развития сюжета
рассказа М.А. Шолохов подчеркивает, что Андрей не виноват в том, что попал в
плен. Он не был предателем и стойко выносил все лагерные мучения. В то же время
писатель не пытается лакировать действительность и не скрывает от читателей
горькой правды: в плену некоторые солдаты вели себя недостойно (выдавали
взводных, доносили на своих товарищей по несчастью). В то же время это явление
не носило массовый характер.
Мужественное поведение Андрея в лагере, умение хладнокровно
взглянуть в глаза смерти вызывает уважение даже у немецкого коменданта. «Вот
что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных
противников», — говорит он.
При первой же возможности Андрей возвращается на родину, да
еще и привозит с собой важного языка, — немецкого майора с портфелем
документов. С горечью пишет М.А. Шолохов о том, какой душевной травмой даже
для такого сильного духом человека, как Соколов, оказался плен. Два года герой
не видел человеческого обращения. Даже когда немцы оказывали ему милость и
давали продукты, он чувствовал себя собакой, которой бросили кусок. Долго еще
после плена оставалась у Андрея привычка втягивать голову в плечи при
разговоре, опасаясь удара. Однако самые тяжелые удары нанесли Соколову фашисты
не в лагере: после возвращения из плена узнал он, что в начале войны погибли
его жена и дочки, а от родного дома осталась одна воронка. Остался сын Анатолий
— последняя надежда отца, да и того убил немецкий снайпер прямо в День Победы.
Вернувшись с войны, взял Андрей к себе осиротевшего
мальчика. Так две одинокие души нашли семейную привязанность и обрели теплоту.
Лишь по ночам вспоминает Андрей теперь погибшую семью. А у Ванюшки тоже порой
всплывают воспоминания о родном отце, и тогда задает он Соколову свои детские,
но непростые вопросы.
В финале произведения рассказчик с раздумьями смотрит вслед
уходящим отцу и сыну, которых породнила война. Действие произведения
происходит весной. В это время, когда оживает заснувшая на зиму природа, еще
сильнее воспринимается невосполнимость людских потерь в годы Великой
Отечественной войны. Недаром у рассказчика, глядящего на двух осиротевших и
нашедших друг друга людей (мужчину и мальчика), наворачиваются на глаза слезы.
Он желает им только одного, чтобы хватило сил выдержать все испытания и «все
преодолеть на своем пути, если к этому позовет... Родина». В конце рассказа
вновь звучит мысль о том, что Андрей Соколов — человек, воплотивший
национальный русский характер. И Ванюшку он тоже вырастит достойным человеком.
В 1956 году написан этот рассказ. С момента окончания войны
прошло у тому времени десять лет. Но у такого всенародного горя нет срока
давности. И пока живы свидетели этих тяжелых событий, острота восприятия утраты
не притупится.
|