Повесть Л.Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского» можно
поставить в один ряд с такими произведениями писателя, как «Иуда Искариот»,
«Христиане», «Сын человеческий», «Анатома», «Савва», составляющими
богоборческую линию в творчестве писателя. Впервые повесть была опубликована в
сборнике товарищества «Знание» за 1903 год с посвящением Ф.И. Шаляпину. В
последующих изданиях посвящение было снято. Отдельным изданием произведение
было опубликовано в 1904 году в Мюнхене издательством Ю. Мархлевского
(«Новости русской литературы»), а затем в 1908 году в Петербурге издательством
«Пробуждение». Импульсом к созданию сюжета повести стал разговор с М. Горьким
о горделивом попе, который под влиянием учения Л.Н. Толстого снял сан.
В самом начале повествования сразу же заявлена тема сурового
и загадочного рока. Отец Василий одинок среди людей. Он потерял сына, не нашел
счастья в браке. Видя вокруг себя столько горя и несправедливости, Василий
порой сам себя пытается укрепить в христианской вере. Он обращается к небу с
громкими словами: «Я — верю». И в этой сцене Андреев убедительно показывает,
что Фивейский, несмотря ни на что, порой сомневается в божественной силе.
В повести «Жизнь Василия Фивейского» Л.Н. Андреев использует
черты экспрессионизма, которые выражаются в символах, гиперболах, преобладании
лирико-субьективного начала над эпическим. Это ярко проявляется в портрете отца
Василия, Андреев постоянно подчеркивает в нем глаза: «Они были маленькие,
ввалившиеся, черные, как уголь, и ярким светом горел в них отразившийся
небесный пламень». Максимальную выразительность портрет героя приобретает в
сцене, когда церковный староста Иван Копров обвиняет отца Василия в богоотступническом
своеволии. Прием укрупнения портретной детали помогает Андрееву показать
трагическое величие фигуры священника: «Пунцовый от гнева, Иван Порфирыч
сверху взглянул на попа — и застыл с раскрытым ртом. На него смотрели
бездонно-глубокие глаза. Ни лица, ни тела не видал Иван Порфирыч. Одни глаза —
огромные, как стена, как алтарь, зияющие, таинственные, повелительные —
глядели на него, — и, точно обожженный, он бессознательно отмахнулся рукою и
вышел, толкнувшись о притолоку толстым плечом. И в похолодевшую спину его, как
сквозь каменную стену, все еще впивались черные и страшные глаза». Центральная
деталь портретной зарисовки — глаза — укрупняется при помощи различных
изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений), гиперболизируется.
Кроме того, испепеляющая сила взгляда (а следовательно, и сила воли характера
Фивейского) подчеркивается реакцией на него Копрова, который выходит,
толкнувшись о притолоку толстым плечом.
Не менее интересной в повести выглядит фигура Ивана
Порфирыча. Он обрисован как богатый, счастливый и всеми уважаемый человек. В
его портрете Л.Н. Андреев подчеркивает характерную деталь — черную бороду. В
суждениях герой не основателен. Возмущает, например, случай, когда он оговаривает
пришедшую в церковь попадью за пьянство. «Эту пьяницу совсем бы в церковь
пускать не следовало. Стыд!» — восклицает герой. А ведь несчастная попадья,
потерявшая сына, просто- напросто пьет с горя, а в церковь пришла за
поддержкой.
Однако гибель сына не единственное испытание, которое посылает
ей судьба. Как ни берегла свой плод обрадованная женщина, у нее рождается
сын-идиот. Образ идиота разрастается, начинает господствовать над всей семьей.
Сжимается даже сам дом. Его обитателей постоянно мучают клопы. Откуда-то появляется
рваное белье и одежда — символы неустроенности, беспорядка. Идиот
нечистоплотен и озлоблен, похож на звереныша. Это одновременно символ
незаслуженного горя и вырождения. Весь ужас, который несет в себе рожденное
попадьей существо, красноречиво воплощает его портрет: «И был отвратителен и
страшен его вид: на узеньких, совсем еще детских плечах сидел маленький череп с
огромным, неподвижным и широким лицом, как у взрослого. Что-то тревожное и
пугающее было в этом диком несоответствии между головой и телом, и казалось,
что ребенок «надел зачем-то огромную и странную маску».
Постепенно тема безумия в повести разрастается. Сходит с
ума и сама попадья. Ночными тенями подступает безумие к самому Василию. Попадья
напоминает ему лошадь со сломанным копытом, которую вели на живодерню. Ему
кажется, что если бы кто-то заживо положил женщину в могилу, то поступил бы
хорошо, такие несчастные у той глаза.
Тема безумия звучит и в сцене отпевания Семена Мосягина,
которого отец Василий определил работником к церковному старосте. И сам
Василий, и окружающие чувствуют вину священника за гибель Семена. Во время
отпевания начинается гроза. Прервав чтение молитв, отец Василий подходит к
гробу и пытается усилием воли воскресить мертвеца, затем выталкивает его из
гроба. Народ, глядя на эту картину, в страхе выбегает из храма, полагая, что в
священника вселились бесы.
Важную роль в повести играет пейзаж. Природа оттеняет
переживания героев, но, помимо этого, и сама живет своей независимой жизнью.
Осенняя ночь, сопутствовавшая безумной страсти несчастной попадьи, описывается
как страдающее и одинокое существо: «В наглухо закрытые ставни упорно стучал
осенний дождь, и тяжко и глубоко вздыхала ненастная ночь», «Под долгие стоны
осенней ночи», «Бесприютностью дышала осенняя ночь», «Ночь молчала»,
«Ненарушимая и грозная тишина смыкалась и душила, начинала гудеть», «Как саван
облипала его глухая и бесстрастная тишина», «Тьма разбегалась перед ним,
длинными тенями забегала сзади и лукаво кралась по пятам».
Отец Василий сопоставляется в повести с библейским
праведником Иовом. Однако Фивейский не раз восстает против бога, рока и
несправедливости, мечтает снять сан и уехать с женой куда-нибудь, а идиота
отдать в приют. Но жена сгорает во время пожара. В конце концов отец Василий гибнет.
В последние минуты ему кажется, что небо охвачено огнем и рушится мир. И этот
финал выглядит закономерным для творчества Л.Н. Андреева, так как в нем
всесильный рок оказывается сильнее человека.