Роман «Мастер и Маргарита» — центральное произведение
творчества М.А. Булгакова. Оно обладает интереснейшей художественной
структурой: действие романа разворачивается в трех различных планах.
Во-первых, это реалистический мир московской жизни тридцатых годов, во-вторых,
ершапаимский мир, который переносит читателя в далекие времена и события,
описанные в Библии, и, наконец, в-третьих, это фантастический мир Воланда и
его свиты.
Б.В. Соколов в книге «Роман М. Булгакова «Мастер и
Маргарита» (М., 1991) прослеживает связи между персонажами, принадлежащими к
разным планам: Пилат — Воланд — Стравинский — финдиректор Варьете Римский;
Афраний — Фагот-Коровьев — врач Федор Васильев, помощник Стравинского —
администратор Варьете Варенуха; Марк Крысобой — Азазелло — Арчибальд
Арчибальдович — директор Варьете Лиходеев; Банга — бегемот — Тузбубен — кот,
задержанный неизвестным в Армавире; Низа — Гелла — Наташа — соседка Берлиоза и
Лиходеева Аннушка — Чума; Кайфа — Берлиоз — неизвестный в Торгсине, выдающий
себя за иностранца, — конферансье Варьете Жорж Бенгальский; Иуда — барон Май-
гель — Алоиз Могарыч — Тимофей Квасцов, жилец дома 302-бис; Левий Матвей — Иван
Бездомный — Алесандр Рюхин — Никанор Иванович Босой. Характерная особенность
развития сюжета в романе — нарушение причинно-следственных связей
(внезапность, абсурдность, противоречивость). Показная веселость на деле
оборачивается трагедией.
Первоначальные названия «Черный маг», «Копыто инженера»,
«Консультант с копытом» акцентировали внимание на образе Воланда. Цель
обращения М.А. Булгакова к образам нечистой силы заключается в том, что этот
прием помогает писателю обнажить различные проблемы современного ему общества,
а также открыть глаза читателю на двойственность человеческой натуры. Воланд
появляется в Москве, чтобы испытать нравственность, людей, убедиться,
изменился ли мир за тот многовековой путь, который прошло человечество от
Рождества Христова и тех событий, которые описаны в ершалаимских главах
произведения. Система образов романа подчинена тройственному художественному
пространству.
Действие романа начинается в Москве, на Патриарших прудах,
где встречаются председатель правления одной из крупнейших московских
литературных ассоциаций МАССОЛИТ Михаил Александрович Берлиоз и молодой поэт
Иван Бездомный. Тонкая булгаковская ирония пронизывает каждую главу романа. Уже
в первых его абзацах звучит пародия и на модные в те годы и порой несуразные
аббревиатуры, и на подчеркивающие принадлежность к классу обездоленных
литературные псевдонимы (Демьян Бедный, Максим Горький).
Особенно острым сатирическим моментом в этой сцене
является разбор антирелигиозной поэмы Бездомного, основным недостатком которой
стало то, что Иисус получился в ней «ну совершенно как живой, хотя и не
привлекающий к себе персонаж». М.А. Булгаков мастерски разоблачает здесь низкопробную
сущность написанных по заказу произведений, когда автор вынужден был браться
за ту или иную тему, плохо владея при этом необходимым материалом, а главное —
выполнять навязанную ему задачу. При этом фактически нарушалось самое
основное авторское право — право на свободу творчества. В подтверждение
абсурдности подобной ситуации Булгаков тут же организует для Берлиоза встречу с
неким иностранцем, который вступает с ним в спор о существовании бога. Причем в
качестве доказательства своей правоты незнакомец предсказывает смерть
председателя МАССОЛИТа. Примечательно, что в ходе разговора неизбежно всплывают
жестокие реалии тридцатых годов: Иван Бездомный восклицает, что Канта надо
сослать на Соловки.
«Иностранец» поражает собеседников и тем, что достает из
кармана любимые папиросы Берлиоза, и тем, что на расстоянии слышит разговор
между героями. Заостряя внимание читателя на необычных способностях этого
персонажа, М.А. Булгаков намекает на связь этого образа с нечистой силой.
Весьма необычным представляется портрет этой личности: «Правый глаз черный,
левый почему-то зеленый». Так вводится в художественную структуру произведения
Воланд — один из ключевых героев романа. Вскоре оказывается, что этот герой
действует не один. Ему помогают не менее загадочные персонажи: Фагот-Коровьев
и кот Бегемот. Потом свита сатаны еще расширяется. В ней оказываются включены
Азазелло, Гелла, а также приглашенные на бал многочисленные грешники.
Характерной особенностью изображения нечистой силы в романе является
способность к перевоплощению. Так, например, никто не может вспомнить, как
толком выглядит Воланд, да и сама фамилия никак не припоминается («Вашнер?
Вагнер? Вайнер? Вегнер? Винтер?»).
М.А. Булгаков широко использует в романе колоритную
московскую топонимику. Бронная, Патриаршие пруды, Никитские ворота, Арбат,
Александровский сад — все эти памятные названия воссоздают образ исторического
центра столицы. Но не в меньшей степени интересует автора жизнь самих
москвичей. Наиболее ярким фрагментом романа в этой связи является сцена, в
которой обнаруживается и впоследствии разоблачается людская алчность: в театре
Варьете Воланд показывает фокусы, в ходе которых зрители радостно соглашаются
обменивать старые наряды на новые. При этом они ссорятся, рвутся на сцену за
подарками и даже не скрывают своей неутолимой жадности. Под занавес женщины
расхватывают туфли без всякой примерки. Во время так называемого «денежного
дождя» публика радостно расхватывает падающие в руки червонцы и даже дерется за
них. Через некоторое время последовало неотвратимое наказание за жадность:
модная одежда исчезает, а деньги превращаются в этикетки от бутылок и резаную
бумагу. Обличительный характер носит и сцена ожидания Берлиоза на заседании
правления МАССОЛИТа. Ее можно рассматривать как прямую пародию на Союз писателей,
а название дачного поселка Перелыгино явно намекает на знаменитый поселок
Переделкино. Все разговоры среди писателей сводятся к тому, кто получил или
достоин получить дачу. Так, в причудливой смеси реального и фантастического
обнаруживается истина: люди за много веков так и не изменились, так и не
научились любить ближнего.
Наряду с развенчанием ложных ценностей (денег и всяческих
материальных благ), М.А. Булгаков утверждает на страницах романа истинные
ценности: любовь и творчество. Образы, символизирующие эти два начала, вынесены
в название произведения. Фигура Мастера — человека-творца, для которого писательское
дело становится самым главным в жизни — близка к образу самого автора. Не менее
важна в романс Маргарита — женщина, готовая на любые подвиги и страдания во имя
любви.
В связи с развитием темы творчества в произведении важное
место отводится судьбе романа, написанного Мастером. Создав прекрасное
произведение, автор не смог бороться за его дальнейшую судьбу. Он сжег
рукопись. Возможно, поэтому в финале герой заслуживает не свет, а покой.
В рассуждениях М.А. Булгакова о добре и зле, о лжи и истине
немалую роль играют ершапаимские главы романа. Центральной фигурой в них
является образ Христа, который желает добра даже своим мучителям. Однако
наряду с душевной мягкотелостью Га-Ноцри демонстрирует и силу характера, и
стойкость убеждений. Веря в природную доброту человека, он считает, что каждого
ошибающегося и запутавшегося можно наставить на путь истины. Га-Ноцри ведет
жизнь бродячего философа. В его уста М.А. Булгаков вкладывает афористичные
фразы, свидетельствующие о глубине мудрости и проницательности героя («Правду
говорить легко и приятно», «Всякая власть является насилием над людьми и...
настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти.
Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет
надобна никакая власть»).
Центральной сюжетной линией романа является линия мастера
и Маргариты. Не случайно эти образы подчеркивает само название романа. М.А.
Булгаков подчеркивает, что Маргарита была умной и красивой женщиной, не
нуждалась в деньгах, но счастливой себя не считала. «Что нужно было этой
женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно
было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною
мимозами?» — пишет автор. И сам же отвечает на этот вопрос: «Очевидно, не
готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она
говорила правду».
Любовную линию в романе подчеркивает мотив сна. Героиня
видит неизвестную местность, которую М.А. Булгаков характеризует как адскую:
ни дуновения ветерка, ни шевеления облака, ни живой души. Среди этой пустынной
местности Маргарита видит мастера. Он оборван, небрит, волосы всклокочены.
Автор намеренно подчеркивает материальный достаток, в
котором живет женщина: особняк, роскошная квартира, домработница. Однако самым
дорогим оказывается для нее фотографическая карточка мастера и испорченная
огнем тетрадь.
Получив от Азазелло волшебный крем и помаду, Маргарита
соглашается превратиться в ведьму и, оставив мужу прощальную записку, улетает.
Прилетев на щетке в квартиру критика Латунского, пытаясь
отомстить за мастера, Маргарита устраивает в ней настоящий погром (выплескивает
чернильницу на кровать, наливает воду в ящики письменного стола, разбивает
зеркальный шкаф).
Булгаков детально описывает полет Маргариты в лунном свете,
участие героини в сцене бала у Воланда. В конце романа Мастер и Маргарита
соединяются и уходят через каменистый мостик в вечный дом.
Важную роль в романе М.А. Булгакова играет пейзаж. В
ключевых сценах произведения автор акцентирует внимание читателя на появлении
луны или солнца. Эти светила подчеркивают вечный, вневременный характер
происходящего, придают особую значимость данным главам произведения.
Противоестественный характер осуждения Га-Ноцри Пилатом подчеркивает
художественная деталь: при мысли о том, что пришло бессмертие, прокуратор
холодеет на солнцепеке. Весь ужас происходящих событий передается через
пейзаж: «Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю
террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень.
Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли
и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат». Во время казни
Иешуа на город надвигается сильнейшая гроза, которая заканчивается небывалым
ливнем. Она словно символизирует вселенский потоп — гнев самих небес.
Московские проделки Воланда неизменно сопровождает лунный
свет. Не случайно Берлиоз в последнее мгновение жизни видит разваливающуюся на
куски луну.
Особое место в романе занимает городской пейзаж. Под
пером М.А. Булгакова одинаково реалистично и поэтично выглядит каждый уголок
старой Москвы: и Александровский сад, и «ослепительно освещенный» Арбат, и
«заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок с покосившейся дверью
нефтелавки, где кружками продают керосин и жидкость от паразитов во флаконе».
|