Причины, побудившие писателя обратиться к
мемуарному жанру, многочисленны. В литературе 1840-1850-х годов
проявляется общий интерес к мемуарной прозе. Самыми заметными явлениями в
русской литературе этого времени, связанными с мемуарными и
автобиографическими формами, стали книга А. И. Герцена «Былое и думы»,
трилогия Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Объясняя причины появления «Семейной
хроники», А. С. Хомяков отмечал: «Снова перечувствовать прошедшее и
другим рассказать перечувствованное – вот его единственная задача». И,
наконец, может быть, самая главная причина была объяснена и
сформулирована сыном писателя Иваном Аксаковым: «Кажется нам, история
умственного и общественного развития в России едва ли может быть вполне
понятна без частной истории семей, без оценки той степени участия,
по-видимому, неразумного, самовольного, непрошеного, но тем не менее
часто спасительного, которое в нашей личной и общественной судьбе
приходится на долю семьи и быта, – непосредственному действию предания и
обычая».
История семьи Багровых дает возможность
писателю осмыслить тот путь, который проходит в своем духовном развитии
русское дворянство. Воссоздавая спокойный, независимый от внешних
обстоятельств и исторических событий мир русской семьи, писатель
исследует причины духовной цельности или духовного падения человека.
Аксаков не рассматривает своих героев с социальных позиций, а дает им
нравственно-религиозные оценки. Один из главных героев «Семейной
хроники» дед Степан Михайлович Багров, «полный господин не только над
своей землей, но и над чужой», далеко не идеализирован автором:
разрушительными как для него, так и для всей семьи оказываются вспышки
неукротимого гнева. Однако Степан Михайлович обладает куда более ценным
качеством, на которое обращает особое внимание Аксаков, – он наделен
созидающей силой. Законы правды являются для него основополагающими:
«Мало того, что он помогал, он воспитывал нравственно своих соседей!
Только правдою можно было получить от него все. Кто раз солгал, раз
обманул, тот и не ходи к нему на господский двор…».
Михайла Максимович Куролесов – главный
герой второго отрывка из «Семейной хроники», герой принципиально
другого, разрушительного характера. Потерявший человеческое лицо,
приносящий только несчастье своей семье, жене, Прасковье Ивановне,
крепостным, он умирает, так и не раскаявшись. Именно об этом больше
всего сожалеет Прасковья Ивановна: «…я любила его четырнадцать лет и не
могла разлюбить в один месяц, хотя узнала, какого страшного человека я
любила; а главное, я сокрушалась об его душе: он так умер, что не успел
покаяться».
Жизнь героев Аксакова согрета теплой
верой в Бога; в трудные, переломные моменты своей жизни они обращаются к
Богу и черпают в вере душевные силы. Прасковья Ивановна перед
трагической встречей с мужем «стояла на коленях и со слезами молилась
Богу на новый церковный крест, которые горел от восходящего солнца перед
самыми окнами дома». Софья Николаевна, не в силах более выносить
жестокостей мачехи, решилась на самоубийство, «… бедная девушка захотела
в последний раз помолиться в своей коморке на чердаке перед образом
Смоленской Божьей Матери, которым благословила ее умирающая мать. Она
упала перед иконой и, проливая ручьи горьких слез, приникла лицом к
грязному полу. Страдания лишили ее чувств на несколько минут, и она как
будто забылась; очнувшись, она встала и видит, что перед образом
теплится свеча, которая была потушена ею накануне; страдалица вскрикнула
от изумления и невольного страха, но скоро, признав в этом явлении чудо
всемогущества Божьего, она ободрилась, почувствовала неизвестные ей до
тех пор спокойствие и силу и твердо решилась страдать, терпеть и жить».
«Детские годы Багрова-внука»
(первоначально произведение было названо «Дедушкины рассказы») вышли в
свет в год смерти Аксакова. Автор ставил перед собой задачу «написать
такую книгу для детей, какой не было в литературе», книгу о «детском
мире, созидающемся постепенно под влиянием ежедневных впечатлений».
«Книга, – как отмечал писатель, – должна быть написана не подделываясь к
детскому возрасту, а как будто для взрослых, и чтоб не только не было
нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное
впечатление, и чтобы исполнение было художественно в высшей степени».
Если Л. Толстой, поставивший перед собой близкую художественную задачу в
трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», берет несколько эпизодов из
детства и отрочества Николеньки Иртеньева, то Аксаков рисует девять лет
жизни Сережи Багрова, строго соблюдая последовательность событий. Часто
писатель обращается к одним и тем же деталям, подробностям жизни семьи,
но представляет их по-разному, в зависимости от возраста героя: растет
Сережа Багров, изменяется и его взгляд на знакомые вещи. Формирование
внутреннего, нравственного мира ребенка складывается в первую очередь
под влиянием семьи, природы и книг. В одном из первых критических
отзывов на повесть «Детские годы Багрова-внука» С. Шевырев так определил
характер главного героя: «…натура живая, но тихая, глубокая,
внутренняя, зародыш силы скорее зиждущей и охранительной, нежели
разрушительной и ломающей».
Обращаясь к извечной для русской
литературы проблеме русского национального характера в «Семейной
хронике», «Детских годах Багрова-внука» в других произведениях, Аксаков
решает ее иначе, нежели Гоголь, бывший в это время близким другом семьи
писателя. Он видит неизменные и здоровые начала в жизни России. Так один
из очерков в «Разных сочинениях» – «Встреча с мартинистами» – содержит
эпизод, близкий по сюжету к «Повести о капитане Копейкине» Гоголя, но
решенный в принципиально ином идейном плане. Офицер Балясников, подобно
Копейкину, раненный, но только во время войны со Швецией, является к
Аракчееву, чтобы добиться помощи. Как и Копейкин, он долго ждет в
приемной, но лишь одна его фраза позволяет достучаться до забывшего
нравственные принципы русского офицерства чиновника и решить все
проблемы: «Извините, ваше высокопревосходительство, раненый офицер
неотступно требует доложить вам, что он страдает от раны и ждать не
может, и не верит, чтобы русский военный министр заставил дожидаться
русского раненого офицера».
Несмотря на сложность, подчас
трагичность событий, представленных в «Детских годах Багрова-внука» и в
особенности в «Семейной хронике», С. Т. Аксаков создает картину русского
мира, основанного на законах добра, любви, веры. Хомяков отмечал: «Об
С. Т. Аксакове было сказано в «Русской беседе», что он первый из наших
литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной
точки зрения. <…> чувство благоволения и любви, любви,
благодарной небу за каждый его светлый луч, жизни за каждую ее улыбку и
всякому доброму человеку за всякий его добрый привет, любви, укрепляющей
душу против долгих страданий и умирявшей ее во время этих страданий,
любви, дошедшей в последние дни до духовной радости, высказанной им
смиренно и полголоса человеку, который его глубоко любил, но которого он
не боялся испугать, – это чувство наложило на все произведения
С. Т. Аксакова свою особую печать. Оно-то дает им их несказанную
прелесть: оно делает их книгою, отрадною для всех возрастов, от юности,
собирающей свои силы, чтобы схватиться с жизнью, до старости, ищущей
душевного покоя, чтобы отдохнуть от нее». |