Название романа "Отцы и дети" часто понимается
весьма упрощенно: смена общественной идеологии поколений, конфликт аристократов
и разночинцев. Но роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной
сферой, он имеет и психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения
исключительно к идеологии — значит понимать его "по-базаровски". Ведь
и сам Базаров считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица
земли все, сделанное "отцами", дискредитировать их, с их
"принсипами" и моралью, во имя туманного "светлого
будущего". Такое вульгарное упрощение смысла эпохи и романа, эту эпоху
воссоздающего и исследующего, непростительно. Проблема отцовства — одна из
важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание
человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему
будущее. Смена поколений — процесс всегда непростой и небезболезненный.
"Дети" принимают в наследство от "отцов" весь духовный опыт
человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать "отцов",
необходимо творческое переосмысление их жизненного credo — но переосмысление на
основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая
переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко и
жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают трагичны: слишком
многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы восполнять.
В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением
оказалось восстание декабристов. Поколение, для которого период становления
прошел в эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести
своих отцов, "Потерянным поколением" станет оно в русской истории. "Толпой
угрюмою и скоро позабытой" назовет его один из лучших сынов этого
поколения М. Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни
общества событий 14декабря. Произошел разрыв в цепи поколений, одно звено —
выпало: И прах наш с строгостью судьи и гражданина Потомок оскорбит
презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся
отцом, — предрекал он.
Введенное Лермонтовым понятие "герой времени"
означает человека, наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба
которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних
"героев времени". Основную массу людей эпоха как бы "задевает
краем", они к любой эпохе умеют приспособиться. И это замечательно —
представьте себе поколение из одних Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь
бы остановилась.
Роман Тургенева построен так, что в нем отражены вечные
типы: "герои времени" и обычные люди. Братья Кирсановы как раз
составляют такую психологическую пару.
Павел Петрович неслучайно назван Писаревым
"маленьким Печориным". Он действительно не только принадлежит к тому
же поколению, но и являет собой "печоринский" тип. "Заметим, что
Павел Петрович вообще не отец, а для произведения с таким названием это далеко
не безразлично. Павел Петрович — холостая душа, ничего от него
"родиться", произойти не может; именно в этом и заключается все
назначение его существования в тургеневском романе", — комментирует А.
Жук.
Композиционно роман Тургенева построен на соединении
прямого, последовательного повествования и биографий основных героев. Эти
истории прерывают течение романа, уводят нас в иные эпохи, обращают к истокам
происходящего в современности. Жизнеописание Павла Петровича Кирсанова
подчеркнуто "выпадает" из общего хода повествования, оно даже
стилистически чужеродно роману. И, хотя читатель узнает об истории Павла
Петровича из рассказа Аркадия, обращенного к Базарову, язык этого рассказа
ничем не напоминает стиль общения молодых нигилистов. Тургенев максимально
приближается к стилю и образности романов 30-х—40-х годов Х1Х века, воссоздает
особый стиль романтического повествования. В нем все уводит от реальной,
приземленной повседневности. Мы так и не узнаем настоящего имени загадочной
возлюбленной Павла Петровича: она фигурирует под условно-литературным именем
Нелли, или под таинственным "княгиня Р". Не узнаем, что томило ее,
что заставляло метаться по всей Европе, переходить от слез к смеху и от
беспечности к унынию. Многое в ней не будет разгадано читателем. Да это и неважно.
Главное понять, что в ней так привлекло Павла Кирсанова, на чем зиждется его
неземная страсть? А вот это как раз довольно ясно: самая загадочность Нелли,
многозначительная ее пустота, ее одержимость "ей самой неведомыми
силами", ее непредсказуемость и непоследовательность и составляют ее
очарование для Кирсанова.
Любовь и дружба в жизни Базарова Все люди разные,
и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека
есть цель и смысл жизни, а дружба неотъемлемое понятие для счастливого
существования. Эти люди составляют большинство. Другие считают любовь выдумкой,
"белибердой, непростительной дурью"; в дружбе ищут единомышленника,
борца, а не человека, с которым можно пооткровенничать на личные темы. Таких
людей мало, и к таким людям относится Евгений Васильевич Базаров.
Его единственный друг — Аркадий — наивный,
несформировавшийся юнец. Он привязался к Базарову всей душой и сердцем,
обожествляет его, любит каждое слово. Базаров чувствует это и хочет воспитать
из Аркадия человека, подобного себе, отрицающего современный общественный
строй, приносящего практическую пользу России. Поддерживать дружеские отношения
с Базаровым хочет не только Аркадий, но и некоторые, так называемые,
"дворяне-прогрессисты". Например, Ситников и Кукшина. Они считают
себя современными молодыми людьми и боятся отстать от моды. А так как нигилизм
— веяние моды, то они принимают его; но принимают частично и, надо сказать,
самые неприглядные его стороны: неряшливость в одежде и разговоре, отрицание
того, о чем не имеют ни малейшего представления. И Базаров прекрасно понимает,
что это люди неумные и непостоянные — он не принимает их дружбы, он все надежды
возлагает на молодого Аркадия. Он видит в нем своего последователя,
единомышленника. Базаров с Аркадием часто беседуют, многое обсуждают. Аркадий
внушил себе, что согласен с Базаровым во всем, разделяет все его взгляды.
Однако, все чаще между ними стали возникать разногласия. Аркадий осознает, что
не может принять все суждения Базарова. В частности, он не может отрицать
природу и искусство. Базаров считает, что "природа — это не храм, а
мастерская, и человек в ней — работник". Аркадий считает, что природой
надо наслаждаться, и из этого наслаждения черпать силы для работы. Базаров
смеется над "стареньким романтиком" Николаем Павловичем, когда тот
играет на виолончели; Аркадий даже не улыбается его шутке, но, несмотря на
возникшие разногласия, продолжает любить и уважать своего "учителя".
Базаров не замечает измену в Аркадии, и поэтому его женитьба совершенно выводит
Евгения из равновесия. И Евгений решает расстаться с Аркадием, расстаться
навсегда. Аркадий не оправдал его надежд, он подвел его. Базарову горько это
осознавать и трудно отречься от друга, но он решается на это. И уезжает с
такими словами: "... ты поступил умно; для нашей горькой, бобыльной жизни
ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость, да
молодой задор, для нашего дела это не годится... Ты славный малый; но ты
все-таки мякенький, либеральный барич". Аркадий не хочет расставаться с
Базаровым, он пытается остановить друга, но тот непоколебим в своем жестоком
решении.
Итак, первая потеря — потеря друга.
Любовь — чувство романтическое, а так как нигилизм
отвергает все, что не приносит практической пользы, то отвергает и любовь.
Базаров принимает любовь только с физиологической стороны
отношений между мужчиной и женщиной: "Нравится тебе женщина — старайся
добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись: земля не клином
сошлась".
Любовь к А. С. Одинцовой врывается в его сердце внезапно,
не спрашивая его согласия и не радуя его своим появлением. Еще на балу Одинцова
привлекла внимание Базарова: "Это что за фигура? На остальных особ не
похожа". Анна Сергеевна показалась ему очень красивой молодой женщиной. Он
с любопытством принимает ее приглашение погостить в ее имении Никольском. Там
он открывает для себя очень умную, хитрую, видавшую виды дворянку. Одинцова, в
свою очередь, познакомилась с человеком неординарным; и красивой, самолюбивой
женщине захотелось околдовать его своими чарами. Базаров и Одинцова проводят
вместе много времени: гуляют, беседуют, спорят, словом, познают друг друга. И в
обоих происходит перемена. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал
ее, она о нем много думала, ей было интересно в его обществе. "Она как
будто хотела и его испытать, и себя изведать".
А что происходило в Базарове! Он окончательно влюбился!
Это же настоящая трагедия! Рушатся все его теории и доводы. И он старается
оттолкнуть от себя это навязчивое, неприятное чувство, "с негодованием
сознает романтика в самом себе". А, между тем, Анна Сергеевна продолжает
кокетничать перед Базаровым: она приглашает его на уединенные прогулки в саду,
вызывает на откровенный разговор. Она добивается его признания в любви. Это
было ее целью — целью холодной расчетливой кокетки. Базаров не верит в ее
любовь, но в его душе теплится надежда на взаимность, и в порыве страсти он
бросается к ней. Он забывает все на свете, хочет лишь быть с любимой, никогда
не расставаться с ней. Но "Одинцовой стало страшно и жалко его".
"Нет, бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие
все-таки лучше всего на свете... " Итак, он отвергнут. Это вторая потеря —
потеря любимой женщины. Базаров очень тяжело переживает этот удар. Он уезжает
домой, лихорадочно ищет себе занятие и, наконец, успокаивается своей привычной
работой. Но Базарову с Одинцовой суждено было еще встретиться — в последний
раз.
Внезапно Базаров заболевает и посылает нарочного к
Одинцовой: "Скажи, что кланяться велел, больше ничего не нужно. " Но
это он только говорит, что "больше ничего не нужно", на самом деле он
робко, но надеется увидеть любимый образ, услышать нежный голос, взглянуть в
прекрасные глаза. И мечта Базарова сбывается: Анна Сергеевна приезжает и даже
привозит с собой доктора. Но приезжает она не из любви к Базарову, она считает
своим долгом благовоспитанной женщины отдать последний долг умирающему. При
виде его, она не бросилась со слезами к его ногам, как бросаются к любимому
человеку, "она проста испугалась каким-то холодным и томительным испугом.
" Базаров понял ее: "Ну, спасибо. Это по-царски. Говорят, цари тоже
посещают умирающих". Он дождался ее, и на любимых руках умирает Евгений
Васильевич Базаров. Умирает сильным, волевым, не отказавшимся от своих
суждений, не отчаявшимся в жизни, но одиноким и отвергнутым.
Жаль, что жизнь такого человека оборвалась так рано. С
его желанием и волей он бы добился своего, принес бы практическую пользу
России, а может, и не только России.
|