Одна из наиболее сложных задач начального обучения – формирование
грамотного письма на уроках русского языка. Кого из нас, учителей, не
волнует эта задача? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных
навыков грамотного письма.
Отбор содержания курса четвертого года обучения,
принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах,
целями и задачами начального курса русского языка и подходами к его
изучению.
Углубление представления о речи
как способе общения посредством языка. Устная и письменная,
диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой
деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь,
воспроизведение чужой речи.
При отборе содержания учебника, его структурировании,
разработке методического аппарата были учтены требования
Государственного стандарта начального общего образования, программные
установки, основные методические подходы к обучению русскому языку как
родному...
Курс русского языка четвёртого года обучения, как и предыдущих лет, начинается с раздела повторения, в котором систематизируются и углубляются сведения об особенностях языковых средств, специфике устной и письменной речи.
Вы можете подумать, не ошибка ли? Подобная тема уже
изучалась в 3 классе. Напоминаем, что материал всего курса русского
языка структурирован по концентрическому (спиралевидному) принципу.
Формирование понятий об однородных членах предложения – дело не простое и длительное. Идти от понимания термина – однородные (члены одного рода, однотипные) –
рано. Детям трудно понять его содержание, пока они знают о роде как
грамматической категории: мужском, женском, среднем.
Указанная выше тема является центральной для 3-й
четверти. Материал темы продолжает линии разделов первой части учебника
«Русский язык», особенно второго, так как изучаются преимущественно
падежные формы склоняемых частей речи.
Тема этого раздела новая. Хотя после изучения правила о проверке безударных гласных в корне слова (2 класс), учащиеся пропедевтически
знакомились, что способ «безударный проверяю ударным» можно
использовать и при проверке безударных гласных, находящихся в других
частях слова, в том числе в родовых и падежных окончаниях.
Название раздела уже встречалось учащимся. Со 2-го
класса в ходе изучения частей речи шел процесс накапливания знаний не
только о признаках, свойствах каждой части речи, но и о более точном
использовании их как строительного материала предложений при выражении
мыслей и чувств.
Цели, суть, этапы проектной деятельности,
рекомендованной в комплекте учебников «Планета знаний», были раскрыты в
методических указаниях «Обучение в 3 классе». В учебниках
русского языка с 1 по 4 классы были предложены проекты разных типов:
индивидуальные, групповые, коллективные; преобразующие,
исследовательские, коллективно-творческие.
С помощью тезисных материалов таблицы представлены цели
предмета «Русский язык» в начальной школе, поясняется, почему речевая
направленность изучения системы языка и всего курса принимается как
приоритетная, систематизируются основные направления работы по речевому
развитию школьников.
Учитывая, что все изучаемые сведения о языковых единицах
нашего языка, об особенностях и качествах речи необходимы для развития
речи младших школьников, подытожим некоторый круг умений, связанный с
формированием важнейшего вида речевой деятельности – письма.
Слежение глазами и пальчиком по прописному тексту книги вслед за чтением учителем.«Печатание» – копирование на кальку
«печатными» буквами коротких актуальных текстов типа анекдотов,
юморесок, занимательных задач и загадок, модных песен, частушек,
пословиц и поговорок, набранных курсивом.