Пятница, 26.04.2024, 10:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ

Об проектной деятельности по учебникам «Русский язык»
19.07.2012, 13:45

Цели, суть, этапы проектной деятельности, рекомендованной в комплекте учебников «Планета знаний», были раскрыты в методических указаниях «Обучение в 3 классе» (с. 93–95). В учебниках русского языка с 1 по 4 классы были предложены проекты разных типов: индивидуальные, групповые, коллективные; преобразующие, исследовательские, коллективно-творческие.

Одни проекты ориентировали детей на преобразование и использование полученных знаний в игровой и учебной деятельности: словесные игры «Веселый наборщик» и «Поле чудес» (1 класс), создание собственных языковых игр в виде ребусов и кроссвордов (2 класс, 2-е полугодие), описание в стихах формулировки изученного правила для более быстрого его запоминания (2 класс, 1-е полугодие).

Другие проекты носили частично исследовательский характер по языковому материалу: найти слова, в которых можно узнать исторический корень, узнать о происхождении и приключении этих слов (2 класс, 1-е полугодие); собрать в словарик слова, которые активно употребляют только в той местности, где живешь или отдыхаешь, дать «перевод» значения и написать рядом вариант литературного слова-синонима (2 класс, 2-е полугодие), составление мини-энциклопедии «Тайны русских слов» и словарика формул речевого этикета (4 класс 1-е полугодие).

Третий тип проектов предполагал использование полученных знаний о языке и речи при создании коммуникативно значимых и этикетных видов «бумаг»: записи в телефонной книге (1 класс), поздравление на открытке (1, 2 классы), приглашение на праздник (2 класс), написание письма (1–4 классы).

В основном перечисленные выше проекты предполагали индивидуальное выполнение, хотя результаты проектной деятельности предназначались для пользования всеми желающими в классе или адресовались какому-то конкретному лицу.

Доминирующие проекты носили групповой или коллективный характер творческого направления. Это прежде всего подготовка и выпуск разных номеров художественного журнала класса: о летних каникулах (2 класс, 2-е полугодие), о зиме (3 класс, 1-е полугодие), о нашем крае (3 класс, 2-е полугодие). Желающие принять участие в этом выбирали себе роли, выполняли соответствующую работу, и после этого члены редакции на основе сданного материала завершали комплектацию макета, а после обсуждения – выпуск классного журнала. Результат проектной деятельности становился коллективным достоянием и предназначался для чтения всеми желающими.

Близки к ним по типу проекты: создание плаката с целью побудить ребят покормить птиц зимой (3 класс, 1-е полугодие), создание сборников «Пословица – всем делам помощница», «Советуем прочитать» (4 класс, 2-е полугодие).

Практически во всех рекомендуемых проектах предусматривались ситуации, в которых детям необходимо было проявить свои речевые умения в устной и письменной, диалогической и монологической формах.

В 4 классе результаты проектной деятельности оформляются в достаточно «солидные» жанры: словарик, энциклопедия, сборники.

Детская энциклопедия «Тайны русских слов». В ней могут быть собраны познавательные статьи о каких-либо словах, выражениях русского языка. В чем может быть их тайна? Это или экскурс в истоки слова (этимологический взгляд), или история жизни слова, связанная с изменением значений, типа правый, обаятельный, ошеломить и пр. Нужно порекомендовать поискать материал в детских энциклопедиях, справочниках, а также детских журналах и газетах, где часто публикуются материалы о словах, выражениях, названиях, именах и пр. Из научно-популярных книг наиболее доступны детям книги Л. Успенского, В. Колесова, В. Мокиенко и др.

Словарик речевого этикета. Речевой этикет – универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости. Русский речевой этикет сегодня также нуждается в изучении, сохранении, в своеобразном реставрировании. Школьников нужно побудить собирать разные варианты этикетных слов и выражений, использующихся сейчас и ранее в одних и тех же ситуациях: приветствие, прощание, обращение с просьбой, извинение, благодарность, приглашение и т. п. К примеру: до свидания, до новых встреч, прощай, пока, разрешите откланяться, честь имею и др. Возможен в словарике комментарий по стилевому употреблению выражений.

Смысл этого проекта в том, чтобы собрать и сберечь накопленные народом сокровища русской вежливости, ввести их в речевой обиход; способствовать улучшению речевого поведения юного поколения. Следует заметить, что такого рода словники пока очень редки. Один из самых полных словников – «Словарь русского речевого этикета», М., «АСТ-ПРЕСС», 2001, автор А.Г. Балакай.

Сборник пословиц «Пословица – всем делам помощница». Желательно побудить детей создать не совсем традиционный сборник пословиц. Выбрать тематику (рубрики) по «делам», сферам деятельности человека. К каждой пословице можно дать краткое толкование смысла и рекомендации, в каких жизненных ситуациях следует каждую из них употребить. Если есть пример по употреблению пословицы в речи окружающих людей или героя из литературного произведения, привести эти примеры в комментарии. Этот проект будет способствовать активизации в речи молодого поколения пословиц, более уместному их употреблению, выразительности речи.

Сборник отзывов «Советуем прочитать». В течение всех лет обучения дети учились рассказывать о прочитанных книгах, о любимых книгах. Подобная же работа была предложена и в конце последней четверти (см. № 289, № 4, с. 126, памятка на с. 125). Лучшие отзывы могут быть рекомендованы классом для сборника «Советуем прочитать» (название может быть изменено). Создание такого сборника является одним из проектов конца учебного года (№ 2, с. 127; по технической ошибке в учебнике дано другое название проекта). Думается, такой сборник побудит школьников к чтению, поможет сориентироваться в выборе книг.

На завершающем этапе работы над проектами организуется их презентация. С помощью родителей, старшеклассников можно сделать компьютерные или даже типографские версии сборников, размножить, подарить одноклассникам, родителям, школе.

Как показывает практика работы, некоторые дети «загораются» поиском, творчеством и не ограничиваются работами в рамках класса, участвуют в конкурсах, проектах, объявленных федеральными детскими журналами, газетами, радиопередачами и т. п.

Категория: ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 2725 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0