Цели, суть, этапы проектной деятельности,
рекомендованной в комплекте учебников «Планета знаний», были раскрыты в
методических указаниях «Обучение в 3 классе» (с. 93–95). В учебниках
русского языка с 1 по 4 классы были предложены проекты разных типов:
индивидуальные, групповые, коллективные; преобразующие,
исследовательские, коллективно-творческие.
Одни проекты ориентировали детей на преобразование и
использование полученных знаний в игровой и учебной деятельности:
словесные игры «Веселый наборщик» и «Поле чудес» (1 класс), создание
собственных языковых игр в виде ребусов и кроссвордов (2 класс, 2-е
полугодие), описание в стихах формулировки изученного правила для более
быстрого его запоминания (2 класс, 1-е полугодие).
Другие проекты носили частично исследовательский
характер по языковому материалу: найти слова, в которых можно узнать
исторический корень, узнать о происхождении и приключении этих слов (2
класс, 1-е полугодие); собрать в словарик слова, которые активно
употребляют только в той местности, где живешь или отдыхаешь, дать
«перевод» значения и написать рядом вариант литературного слова-синонима
(2 класс, 2-е полугодие), составление мини-энциклопедии «Тайны русских
слов» и словарика формул речевого этикета (4 класс 1-е полугодие).
Третий тип проектов предполагал использование полученных
знаний о языке и речи при создании коммуникативно значимых и этикетных
видов «бумаг»: записи в телефонной книге (1 класс), поздравление на
открытке (1, 2 классы), приглашение на праздник (2 класс), написание
письма (1–4 классы).
В основном перечисленные выше проекты предполагали
индивидуальное выполнение, хотя результаты проектной деятельности
предназначались для пользования всеми желающими в классе или
адресовались какому-то конкретному лицу.
Доминирующие проекты носили групповой или коллективный
характер творческого направления. Это прежде всего подготовка и выпуск
разных номеров художественного журнала класса: о летних каникулах (2
класс, 2-е полугодие), о зиме (3 класс, 1-е полугодие), о нашем крае (3
класс, 2-е полугодие). Желающие принять участие в этом выбирали себе
роли, выполняли соответствующую работу, и после этого члены редакции на
основе сданного материала завершали комплектацию макета, а после
обсуждения – выпуск классного журнала. Результат проектной деятельности
становился коллективным достоянием и предназначался для чтения всеми
желающими.
Близки к ним по типу проекты: создание плаката с целью
побудить ребят покормить птиц зимой (3 класс, 1-е полугодие), создание
сборников «Пословица – всем делам помощница», «Советуем прочитать» (4
класс, 2-е полугодие).
Практически во всех рекомендуемых проектах
предусматривались ситуации, в которых детям необходимо было проявить
свои речевые умения в устной и письменной, диалогической и
монологической формах.
В 4 классе результаты проектной деятельности оформляются в достаточно «солидные» жанры: словарик, энциклопедия, сборники.
Детская энциклопедия «Тайны русских слов». В ней
могут быть собраны познавательные статьи о каких-либо словах, выражениях
русского языка. В чем может быть их тайна? Это или экскурс в истоки
слова (этимологический взгляд), или история жизни слова, связанная с
изменением значений, типа правый, обаятельный, ошеломить и пр.
Нужно порекомендовать поискать материал в детских энциклопедиях,
справочниках, а также детских журналах и газетах, где часто публикуются
материалы о словах, выражениях, названиях, именах и пр. Из
научно-популярных книг наиболее доступны детям книги Л. Успенского, В.
Колесова, В. Мокиенко и др.
Словарик речевого этикета. Речевой этикет –
универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем
каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим
национальную специфику речевой вежливости. Русский речевой этикет
сегодня также нуждается в изучении, сохранении, в своеобразном
реставрировании. Школьников нужно побудить собирать разные варианты
этикетных слов и выражений, использующихся сейчас и ранее в одних и тех
же ситуациях: приветствие, прощание, обращение с просьбой, извинение,
благодарность, приглашение и т. п. К примеру: до свидания, до новых встреч, прощай, пока, разрешите откланяться, честь имею и др. Возможен в словарике комментарий по стилевому употреблению выражений.
Смысл этого проекта в том, чтобы собрать и сберечь
накопленные народом сокровища русской вежливости, ввести их в речевой
обиход; способствовать улучшению речевого поведения юного поколения.
Следует заметить, что такого рода словники пока очень редки. Один из
самых полных словников – «Словарь русского речевого этикета», М.,
«АСТ-ПРЕСС», 2001, автор А.Г. Балакай.
Сборник пословиц «Пословица – всем делам помощница».
Желательно побудить детей создать не совсем традиционный сборник
пословиц. Выбрать тематику (рубрики) по «делам», сферам деятельности
человека. К каждой пословице можно дать краткое толкование смысла и
рекомендации, в каких жизненных ситуациях следует каждую из них
употребить. Если есть пример по употреблению пословицы в речи окружающих
людей или героя из литературного произведения, привести эти примеры в
комментарии. Этот проект будет способствовать активизации в речи
молодого поколения пословиц, более уместному их употреблению,
выразительности речи.
Сборник отзывов «Советуем прочитать». В течение
всех лет обучения дети учились рассказывать о прочитанных книгах, о
любимых книгах. Подобная же работа была предложена и в конце последней
четверти (см. № 289, № 4, с. 126, памятка на с. 125). Лучшие отзывы
могут быть рекомендованы классом для сборника «Советуем прочитать»
(название может быть изменено). Создание такого сборника является одним
из проектов конца учебного года (№ 2, с. 127; по технической ошибке в
учебнике дано другое название проекта). Думается, такой сборник побудит
школьников к чтению, поможет сориентироваться в выборе книг.
На завершающем этапе работы над проектами организуется
их презентация. С помощью родителей, старшеклассников можно сделать
компьютерные или даже типографские версии сборников, размножить,
подарить одноклассникам, родителям, школе.
Как показывает практика работы, некоторые дети
«загораются» поиском, творчеством и не ограничиваются работами в рамках
класса, участвуют в конкурсах, проектах, объявленных федеральными
детскими журналами, газетами, радиопередачами и т. п. |