Среда, 11.12.2019, 07:25

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи
19.07.2012, 13:50

Тема этого раздела новая. Хотя после изучения правила о проверке безударных гласных в корне слова (2 класс), учащиеся пропедевтически знакомились, что способ «безударный проверяю ударным» можно использовать и при проверке безударных гласных, находящихся в других частях слова, в том числе в родовых и падежных окончаниях. Но отработки, формирования навыка не было. Поэтому задача данного раздела – систематизировать знания их о всех падежных окончаниях и научить их использовать способы проверки написания в них безударных гласных. Доминирующая часть раздела посвящена правописанию падежных окончаний имен существительных.

Падежные окончания имён существительных

Учитель должен осознавать, почему орфографическую тему предваряет тема грамматическая. По какому основанию происходит деление существительных на группы, называемые склонениями? Упражнение № 77 побуждает учащихся вспомнить, по каким признакам определяются глаголы 1-го и 2-го спряжения, и понаблюдать, нет ли различий в окончаниях существительных одного и того же падежа. В глаголах одного и того же лица два варианта окончаний (с гласной е или и) – отсюда выделение двух групп глаголов: 1 и 2 спряжения. А сколько вариантов окончаний в форме одного и того падежа существительных? Анализ таблицы (№ 78) позволяет сделать вывод о трех типах падежных окончаний, следовательно, о трех группах склонений, а именно: 1-го, 2-го и 3-го склонения. Важно сформировать мотив усвоения сведений о типах склонения существительных: зная, к какому типу склонения относится существительное, можно точно выбрать окончание того или иного падежа. Далее обобщаются признаки каждого склонения (с. 35), к окончаниям добавляется такой важный признак, как отнесенность слова к определенному грамматическому роду. В процессе упражнений по определению склонения и падежей имен существительных обращается внимание: 1) на слова типа Миша – Михаил (род один, склонения разные), акварель – апрель (внешне похожи, но разный род, разное и склонение); 2) на вариативность окончаний после твердой и мягкой основы; 3) на выбор окончаний с опорой на справочную таблицу (с. 34); 4) на выбор нужной падежной формы существительных в составе предложения. При употреблении падежных форм пока не требуется решения орфографической задачи при написании окончаний.

Вариативно организуется наблюдение над фактом совпадения у существительных мужского рода: а) окончаний винительного и родительного падежей (у одушевленных – коня, Юрия, слона); б) окончаний винительного и именительного падежей (у неодушевленных – сад, сарай, пень).

После ознакомления с разными вариантами падежных окончаний, со способом их выбора – наведением справки в таблице окончаний или по памяти – нужно познакомить четвероклассников с более рациональным способом выбора гласных в безударные падежные окончания.

Морфологический принцип русского письма – единообразное написание морфем – действует и при написании падежных окончаний. Рекомендуется снова вернуться к сводной таблице (с. 34) и обратить внимание, что ударные и безударные окончания одного и того же падежа одинаковы. Следовательно, по ударному окончанию можно определить буквенный состав безударного окончания. Как при этом действовать?

Естественным шагом станет повторение материала, в каких морфемах (значимых частях слова) учащиеся уже использовали данный способ действия – безударный проверяю ударным: корне, приставке (№ 89, 90). В число упражнений этого типа включается и работа с таблицей на с. 40, где суммированы примеры использования указанного выше способа при проверке написания безударных окончаний, сначала родовых, затем и падежных. На следующем этапе внимание акцентируется на приеме выбора букв – безударный проверяю ударным гласным в окончании существительного того же склонения и падежа. Чтобы долго не искать слов, отвечающих этим условиям, важно дать детям «шпаргалку» (с. 39): ищи помощи у слов рука, земля (для 1-го склонения), двор, конь (для 2-го склонения), степь (для 3-го склонения). Перед упражнениями тренингового характера обращается внимание еще на один факт, что указанные выше способ и приемы следует использовать при «конкуренции» букв: [а] – а, о; [и] – и, е.

Система тренировочных работ начинается с падежных окончаний существительных единственного числа. Причем сначала отрабатывается способ проверки при «конкуренции» букв а-о. Такая ситуация наблюдается только в окончаниях творительного падежа 1-го и 2-го склонения (№ 93, 94).

Далее объектом внимания становятся окончания с конкурирующими гласными [и] – и, е. Таковых гораздо больше (см. по таблице на с. 34). Сначала следует установить особенность падежных окончаний существительных 3-го склонения – во всех косвенных падежах безударный [и] обозначается буквой и. «Конкуренции» как таковой нет. Закрепляется это соответствие в упражнениях № 96–99. Не забыть напомнить ученикам, что при подборе проверочного слова для формы родительного падежа нужно использовать вариант с ударными окончаниями степи?, так как сейчас допустимо и произношение сте?пи (так же как нет пе?чи и печи?). Попутно организуется работа над формообразовательными нормами: рожь, но ржи; любовь – любви, но Любовь – Любови (№ 98,99).

Наблюдения над существительными 3-го склонения дополняются проверкой окончания родительного падежа существительных 1-го склонения (нет лодки, так как руки, № 100–101). Таким образом, в качестве итога по наблюдению может быть использована схема (№ 102).

Далее акцент переносится на рассмотрение падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонения (Д.п., П.п. + + Т. п.), в которых безударный звук [и] обозначается гласной —е (№ 107–114). Учитель должен быть готовым к пояснению, почему окончания в формах творительного падежа слов типа полотенцем, лужей, Машей нельзя проверять словами-ключиками рука, земля, конь. Это другая орфограмма – употребление о-е после шипящих. Как вариатив уместно дать справку: после твердых шипящих ир безударных окончаниях пишется – е (№ 114).

В закрепляющих упражнениях отрабатывается умение обозначать [и] – е. В качестве дидактического материала предлагается работа с пословицами, фразеологизмом По Сеньке и шапка, приметами.

Наиболее сложный тип упражнений, когда дидактический материал вбирает слова с падежными окончаниями, требующими самостоятельного выбора гласной: [и]и или [и] е. В такой ситуации долгий путь, связанный с установлением склонения, рода, падежа, окончания существительного, неэффективен. Поэтому сразу нужно использовать проверку путем подстановки слов-«ключиков» с ударными окончаниями в таком же падеже. Если для ученика трудно быстро установить склонение слова, пусть действует проще: по внешнему сходству с проверочным словом – как рука, как двор, конь, как степь (от радост... – радость как степь, проверяю: от степи). В целях предупреждения ложного перенесения способа проверки на слова, оканчивающиеся на —ий, – ия, – ие, в учебнике дан вариативный материал об этом (№ 122). При закреплении важно проведение упражнения № 129, в котором есть материал как на выбор е-и, так и на выбор а-о.

На уроках навык решения орфографической задачи отрабатывается сначала на базе слов, словосочетаний, но постепенно дидактический материал синтаксически усложняется, заканчивается, как обычно, небольшими творческими работами, к примеру: составь текст о ситуации, который можно закончить пословицей (№ 130, 131).

Примерно также осуществляется освоение безударных падежных окончаний существительных множественного числа (4 ч.).

Сначала проводится ознакомление с окончаниями всех падежей с опорой на таблицу (с. 53), затем с ее помощью опознается или образуется форма падежа существительных во множественном числе (№ 134–140). Сопоставляются падежные формы в именительном и винительном падежах.

Попутно проводится лексико-орфографическая работа, работа по усвоению формообразовательных и произносительных норм (№ 135, 137, 139).

Далее окончания дифференцируются по наличию в них конкурирующих гласных и-е, о-а и к их проверке «примеряются» те же слова-ключики (см. табличку):

«Конкурирующие» гласные в падежных окончаниях существительных множественного числа


Целесообразно отработку умений начать с ознакомления вариантов окончаний родительного падежа (№ 141–149) и приемов проверки в них безударных гласных.

Не нужно путать существительные с окончанием – ей с существительными, оканчивающиеся на -ей (-ий) с нулевым окончанием: друзья – друзей, воробьи – воробей, армии – армий и др. (№ 142).

Кроме правописания окончаний, важна работа по усвоению норм употребления в этом падеже слов типа килограммов, помидоров, простынь и простыней.

Следует обратить внимание, что в окончаниях последующих падежей употребляется только гласная а ([а] – а). Поэтому можно действовать по-разному: или запомнить эти падежи, или проверять окончания с помощью слов-ключиков. Используются разные виды письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.

Заканчивается система упражнений по проверке безударных гласных в окончаниях любых падежей существительных как множественного, так и единственного числа (№ 157–167). Вариативно можно дать задания, в основе которых знание факта о наличии в ряде падежных форм омонимичных окончаний типа снег...м – о или а? (снегом – Т. п. ед.ч., снегам – Д.п. мн.ч.) – № 156, 160 и др. В рамках овладения произносительными нормами рекомендуется обратить внимание на упражнение № 159, в котором требуется не только правильно образовать формы слов бант, торт, но и правильно их произнести (с ударением на первых слогах). В речевой практике очень часты нарушения этих норм.

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

С основным приемом проверки – выбора правильного безударного окончания по ударному окончанию вопроса – учащиеся знакомы (пропедевтически). При изучении данной темы нужно познакомить детей со всей парадигмой (составом падежных форм) изменения прилагательных по падежам как в единственном, так и во множественном числе (см. таблицу на с. 64). Далее обратить внимание на наличие сопоставимых окончаний, употребляющихся после твердой и мягкой основы: -ый (-ий), -ого (-его), -ой (-ей), -ые (-ие) и т. д. С помощью ударного окончания вопроса можно проверить только окончания после твердой основы. Поэтому ученики должны самостоятельно соотносить их с параллельными вариантами окончаний, употребляющимися после мягкой основы. При анализе прилагательных по составу не следует давать для разбора притяжательные прилагательные мужского рода типа лисий, птичий, так как в них нулевые окончания, а —йй//ьй – исторические чередования (лисья, птичье). Особое внимание нужно обратить на произнесение и правописание окончаний родительного падежа [ова], [ава], [ива] -ого (-его) – № 186.

Поскольку вопросы к прилагательным задаются от существительных, в дидактическом языковом материале преобладают предложения, тексты. Рекомендуется дополнительная работа по наблюдению над ролью прилагательных в речи, над свойствами их лексического значения, по выявлению строения предложений, связи членов предложения, по согласованию прилагательных с существительными не только в роде и числе, но и в падеже. При анализе членов предложения желательно как вариатив показать роль прилагательных как определений признаков предметов, названных подлежащим или другим второстепенным членом. Нужно дать название этого члена – определение (как пропедевтика). Завершить тему лучше текстовыми работами (№ 202–203), направленными на формирование умений по восприятию и воспроизведению содержания текстов.

В конце изучения темы целесообразно снова вернуться к склонению личных местоимений с позиций наличия в их падежных формах безударных гласных. Следует обратить внимание учащихся, что безударные гласные появляются в основном в корневых морфемах (см. с. 79). Заметьте, при склонении местоимений 3-го лица происходит наложение звуков корня и окончания: его [й]-его, у него [н']-его, поэтому в материале Ключика (с. 79) в словах его, её, ему буква е выделена как корневая, хотя ею обозначена и часть окончания. Основные упражнения нацелены на формирование умений правильно использовать падежные формы личных местоимений в речи.

Итоговая таблица и упражнения (с. 83, 84) помогут обобщить приемы проверки безударных гласных во всех изученных склоняемых частях речи.

Обобщение сопровождается проверочными и творческими работами (см. планирование уроков). Упражнения тренингового характера даны в рубрике «Школа Грамотея» в двух частях: на с. 86–87 (о-а) и на с. 123, 124 (е-и).

Категория: ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 5642 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0