Проведение слуховых и зрительных диктантов необходимо для
поэтапного увеличения объема запоминаемого материала и развития точности памяти.
Методика проведения зрительных диктантов Цель данного
вида работ: развивать точность зрительного восприятия. Зрительные диктанты
также направлены на тренировку внимания, активизацию мышления и способствуют
осознанному запоминанию правильного запоминания.
Текст для диктанта пишется на доске заранее. По
усмотрению учителя берутся 1, 2, 3 предложения. Для лучшего восприятия текста
учащимися каждое предложение начинается с повой строки. По ходу работы запись
закрывается, но не стирается, так как она понадобится учащимся для самоконтроля
и анализа.
Алгоритм проведения зрительного диктанта
1. Дается установка на зрительное запоминание первого
предложения (запись предлагается для восприятия из расчета 1 секунда на 1 слово).
2. Учащиеся закрывают глаза и представляют предлол-сение
зрительно (этот момент очень важен, так как в первые секунды увиденное воспроизводится
в памяти максимально точно).
3. Предложение записывается в тетрадь по памяти.
4. То же со вторым предложением и т. д.
5. Проверка под руководством учителя. Зрительные диктанты
проводятся елседневно и
параллельно со слуховыми диктантами. На уроке зрительный
диктант предшествует слуховому. Зрительные и слуховые диктанты должны быть
разработаны поурочно, их содержание тесно связано с проходимыми программными
темами и словарной работой.
С целью прочного запоминания материала из зрительных
диктантов и достижения высокого качества орфографических навыков можно
проводить следующую работу:
1) предложить учащимся «урчать» трудную орфограмму;
2) по окончании диктанта они делают устный разбор
записанного: анализ семантический, звуко-буквенный, морфологический, словообразовательный
и т. д. в зависимости от орфографической ситуации;
3) включить изучаемую орфограмму из зрительного диктанта
не только в слуховой диктант, но и в другие виды работ па этом и следующих
уроках, и обязательно в итоговое повторение в конце урока; 4) поручить
учащимся занести эти слова в собственный словарик.
Методика проведения слуховых диктантов
Цель данного вида работ:
1) развивать слуховое восприятие и память;
2) учить умению распознавать фонему за произносимым
звуком и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей
и письменной, а также с помощью решения орфографических задач;
3) направлять учащихся на увеличение объема их слуховой
памяти от месяца к месяцу. В начале каждого месяца ребятам дается установка на
запоминание и написание предложений с определенным объемом (количеством слов).
Объем предложений может быть достаточно увеличен в зависимости от реальных достижений
каждого ученика и класса в целом.
Вот приблизительный объем предложений:
|
сентябрь
|
— из 4—5 слов;
|
октябрь
|
— из 5 слов;
|
ноябрь
|
— из 5—6 слов;
|
декабрь
|
— из 6 слов;
|
январь
|
— из 6—7 слов;
|
февраль
|
— из 7 слов;
|
март
|
— из 7 слов;
|
апрель
|
— из 7—8 слов;
|
май
|
— из 7—8 слов.
|
Алгоритм проведения слухового диктанта
1. Дается установка на запоминание первого предложения с
одного раза. Учитель читает предложение, четко проговаривая незнакомые
орфограммы. Их должно быть в предложении не более двух (во избежание перегрузки
запоминания). Остальное произносится в соответствии с орфоэпической нормой.
2. Учащиеся сразу же повторяют предложение про себя (как
и в случаях со зрительным запоминанием, именно первые мгновения обеспечивают
предельную точность запечатления).
При повторении про себя ребята должны приучиться
копировать не только порядок слов в предложении, но и интонацию, и четкий
выговор учителем отдельных слов — это развивает, помимо объема, еще и
качество слуховой памяти.
3. Учащиеся записывают предложение в тетрадь по памяти.
4. То же самое со вторым предложением и т. д.
5. Проверка под руководством учителя. |