Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной
школе является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают
навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же
закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, гражданина.
Перед учителем всегда возникает вопрос: что считать критерием эффективности
урока? Существуют различные точки зрения по этому вопросу, но бесспорно —
нельзя игнорировать главное в уроке — его результат.
Начиная разговор о путях повышения эффективности, нужно
заметить, что все этапы урока: опрос учащихся, объяснение и закрепление
материала, задание на дом — предполагают организацию продуктивной обучающей и
воспитательной работы. Именно в этом соединении обучения, воспитания и развития
учащихся на каждом этапе урока — ключ к решению проблемы эффективности урока.
Как должна решаться эта проблема на уроках? Можно
проследить возможные пути и средства на уроках русского языка. Язык — сам по
себе воспитатель по своей природе, по своей функции, по той роли, которую он
играет в жизни человека как орудие и средство мышления и средство общения. Чтобы
родной язык как учебная дисциплина выполнял свою образовательно-воспитательную
функцию, обучение ему должно быть основательным, дети должны усвоить его
глубоко и всесторонне.
Известно, что дети охотнее изучают и лучше усваивают то,
что им больше нравится. Любимые предметы оказывают более сильное
воспитательное воздействие. Отсюда и путь реализации идеи воспитания на
материале языка и средствами языка — привитие школьникам любви к русскому
языку. Чтобы достигнуть этой цели, необходимо прежде всего показать богатство,
силу и красоту русского языка. Однако привитие любви к родному языку, воспитание
чувства гордости за «могучий, правдивый и свободный русский язык» — лишь
исходный этап в воспитательной работе на этих уроках. Главное — добиться,
чтобы любовь была действенной, чтобы она побудила учащихся к сознательному и
глубокому изучению родного языка. Нужно воспитать у школьников стремление
познать русский язык как можно лучше. Один из инструментов познания — правильное,
ясное и выразительное чтение. Б арсенале учителя — высказывания великих людей
о русском языке, разъяснение этих высказываний, содержательные, образцовые в
стилистическом отношении, яркие примеры-предложения.
Приступая к изучению темы, учитель должен сказать детям,
где и когда они смогут применить знания, которые будут даны на уроке, привести
соответствующие примеры, показать связь данного материала с жизнью, бытом,
культурой. Перед учащимися должна быть сформулирована цель занятий по теме и
поставлены конкретные задачи: что они должны усвоить, чему научиться, какие
навыки приобрести.
Проверка домашнего задания и опрос учащихся на уроке служат
не только средством контроля, но и носят характер обучения и воспитания, ведь
они способствуют формированию личности учащегося и одновременно осуществлению
так называемой обратной связи. Обычно учителя придают серьезное значение
содержанию ответов, между тем форма ответа — немаловажный показатель развития
учащихся. Сбивчивый, путаный, бессвязный ответ, далее если факты называются
правильно, не может рассматриваться как показатель глубокого усвоения
материала. Наоборот, ответ ясный, четкий, стройный и грамотный в речевом
отношении свидетельствует о том, что по этому вопросу у учащегося имеются
основательные, приведенные в систему знания, что для их оформления учащимся найдены
нужные языковые средства.
На этане объяснения материала необходимо добиться
активизации восприятия учащихся, один из эффективных путей — применение
проблемного и программированного обучения. Объяснение проводить четко,
максимально конкретно, убедительно, доступно пониманию учащихся, объяснять
новые термины, дать алгоритм действия. Алгоритм — это инструкция,
предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнить,
чтобы применить соответствующее правило. Но нужно помнить, что алгоритм может
подсказать только основные вехи, которые проходит процесс применения правила,
и последовательность, очередность операций над материалом, именно отсюда
вывод: алгоритмизация — не основное, а вспомогательное средство обучения.
Новый материал должен быть закреплен в классе. Для этого
должна быть создана ситуация осмысления изученного, в которой возможны анализ
материала и тренинг соответствующих навыков.
И все же классное изучение учебного материала, как бы
хорошо оно ни было поставлено, недостаточно; знания, полученные на уроке, не
будут прочными, если их не подкрепить домашними заданиями, давая которые
учитель обязан разъяснить учащимся, что и как нужно сделать, т. е. конкретизировать
задание и тем самым облегчить его выполнение.
Наиболее важным этапом учебно-воспитательной работы на
уроке является подведение итога урока: что дал урок? Достигнута ли цель?
Решены ли поставленные задачи?
Итог урока можно подвести с помощью различных методов.
Основными из них являются:
1) ответы учащихся на вопросы учителя;
2) подбор примеров, составление схем, таблиц и др.;
3) формулирование выводов по теме урока.
Важно, чтобы учащиеся уяснили, чему они научились на
уроке, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны
чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины
и в своем развитии.
И в заключение разговора об эффективности урока в
начальной школе необходимо упомянуть о важности индивидуального подхода.
Задача учителя — изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им
своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом. Организуя
индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и
стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в
них веру в свои силы. Большую роль играет индивидуальная работа с учащимися во
время объяснения материала. Она может принимать самые разнообразные формы.
Объясняя материал, учитель обращается к одним учащимся с вопросами, другим
предлагает привести соответствующие примеры, третьих привлекает к анализу
иллюстративного материала. Конечно, эта работа потребует от учителя предварительного
обдумывания, кто из учащихся и как будет работать на уроке. Чтобы
индивидуальная работа на уроке достигла цели, нужно соблюдать следующие
основные условия:
1) ее следует проводить регулярно, систематически;
2) индивидуальные задания должны быть небольшими;
3) в карточки для индивидуальной работы следует включать
только задания практического характера (упражнения);
4) индивидуальные задания обязательно должны проверяться
и оцениваться.
Педагогическое мастерство учителя заключается в том,
чтобы выбрать из уже известных, проверенных практикой методов и приемов
наиболее целесообразные, наиболее эффективные в конкретных условиях. Главное —
получить на уроке высокий результат при возможно меньшей затрате сил и времени,
чтобы урок способствовал умственному росту, развитию и воспитанию учащихся,
привитию детям интереса к учению и содействовал формированию у них готовности
и умения работать творчески. |