Четверг, 25.04.2024, 07:23


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » СТАТЬИ

Критерии эффективности урока русского языка в начальной школе
27.04.2012, 13:49

Основной формой учебно-воспитательной рабо­ты в начальной школе является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке же закладываются основы форми­рования каждого учащегося как личности, гражда­нина. Перед учителем всегда возникает вопрос: что считать критерием эффективности урока? Суще­ствуют различные точки зрения по этому вопросу, но бесспорно — нельзя игнорировать главное в уро­ке — его результат.

Начиная разговор о путях повышения эффектив­ности, нужно заметить, что все этапы урока: опрос учащихся, объяснение и закрепление материала, задание на дом — предполагают организацию про­дуктивной обучающей и воспитательной работы. Именно в этом соединении обучения, воспитания и развития учащихся на каждом этапе урока — ключ к решению проблемы эффективности урока.

Как должна решаться эта проблема на уроках? Можно проследить возможные пути и средства на уроках русского языка. Язык — сам по себе воспи­татель по своей природе, по своей функции, по той роли, которую он играет в жизни человека как ору­дие и средство мышления и средство общения. Что­бы родной язык как учебная дисциплина выполнял свою образовательно-воспитательную функцию, обу­чение ему должно быть основательным, дети долж­ны усвоить его глубоко и всесторонне.

Известно, что дети охотнее изучают и лучше ус­ваивают то, что им больше нравится. Любимые пред­меты оказывают более сильное воспитательное воз­действие. Отсюда и путь реализации идеи воспита­ния на материале языка и средствами языка — при­витие школьникам любви к русскому языку. Чтобы достигнуть этой цели, необходимо прежде всего по­казать богатство, силу и красоту русского языка. Однако привитие любви к родному языку, воспита­ние чувства гордости за «могучий, правдивый и сво­бодный русский язык» — лишь исходный этап в вос­питательной работе на этих уроках. Главное — до­биться, чтобы любовь была действенной, чтобы она побудила учащихся к сознательному и глубокому изучению родного языка. Нужно воспитать у школь­ников стремление познать русский язык как можно лучше. Один из инструментов познания — правиль­ное, ясное и выразительное чтение. Б арсенале учи­теля — высказывания великих людей о русском язы­ке, разъяснение этих высказываний, содержатель­ные, образцовые в стилистическом отношении, яр­кие примеры-предложения.

Приступая к изучению темы, учитель должен сказать детям, где и когда они смогут применить знания, которые будут даны на уроке, привести со­ответствующие примеры, показать связь данного материала с жизнью, бытом, культурой. Перед уча­щимися должна быть сформулирована цель занятий по теме и поставлены конкретные задачи: что они должны усвоить, чему научиться, какие навыки при­обрести.

Проверка домашнего задания и опрос учащихся на уроке служат не только средством контроля, но и носят характер обучения и воспитания, ведь они спо­собствуют формированию личности учащегося и одновременно осуществлению так называемой обрат­ной связи. Обычно учителя придают серьезное зна­чение содержанию ответов, между тем форма отве­та — немаловажный показатель развития учащих­ся. Сбивчивый, путаный, бессвязный ответ, далее если факты называются правильно, не может рас­сматриваться как показатель глубокого усвоения материала. Наоборот, ответ ясный, четкий, строй­ный и грамотный в речевом отношении свидетель­ствует о том, что по этому вопросу у учащегося име­ются основательные, приведенные в систему знания, что для их оформления учащимся найдены нужные языковые средства.

На этане объяснения материала необходимо до­биться активизации восприятия учащихся, один из эффективных путей — применение проблемного и программированного обучения. Объяснение прово­дить четко, максимально конкретно, убедительно, доступно пониманию учащихся, объяснять новые термины, дать алгоритм действия. Алгоритм — это инструкция, предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнить, чтобы применить соответствующее правило. Но нужно по­мнить, что алгоритм может подсказать только основ­ные вехи, которые проходит процесс применения правила, и последовательность, очередность опера­ций над материалом, именно отсюда вывод: алгорит­мизация — не основное, а вспомогательное средство обучения.

Новый материал должен быть закреплен в клас­се. Для этого должна быть создана ситуация осмыс­ления изученного, в которой возможны анализ ма­териала и тренинг соответствующих навыков.

И все же классное изучение учебного материа­ла, как бы хорошо оно ни было поставлено, недостаточно; знания, полученные на уроке, не будут проч­ными, если их не подкрепить домашними задания­ми, давая которые учитель обязан разъяснить уча­щимся, что и как нужно сделать, т. е. конкретизи­ровать задание и тем самым облегчить его выполне­ние.

Наиболее важным этапом учебно-воспитатель­ной работы на уроке является подведение итога уро­ка: что дал урок? Достигнута ли цель? Решены ли поставленные задачи?

Итог урока можно подвести с помощью различ­ных методов. Основными из них являются:

1) отве­ты учащихся на вопросы учителя;

2) подбор приме­ров, составление схем, таблиц и др.;

3) формулиро­вание выводов по теме урока.

Важно, чтобы учащи­еся уяснили, чему они научились на уроке, какие знания, умения и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продви­жение вперед в изучении данной учебной дисципли­ны и в своем развитии.

И в заключение разговора об эффективности уро­ка в начальной школе необходимо упомянуть о важ­ности индивидуального подхода. Задача учителя — изучить индивидуальные особенности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом. Организуя инди­видуальную работу, важно вызвать у учащихся ин­терес к занятиям и стремление ликвидировать про­белы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы. Большую роль играет индиви­дуальная работа с учащимися во время объяснения материала. Она может принимать самые разнообраз­ные формы. Объясняя материал, учитель обращает­ся к одним учащимся с вопросами, другим предла­гает привести соответствующие примеры, третьих привлекает к анализу иллюстративного материала. Конечно, эта работа потребует от учителя предвари­тельного обдумывания, кто из учащихся и как бу­дет работать на уроке. Чтобы индивидуальная рабо­та на уроке достигла цели, нужно соблюдать следу­ющие основные условия:

1) ее следует проводить ре­гулярно, систематически;

2) индивидуальные зада­ния должны быть небольшими;

3) в карточки для ин­дивидуальной работы следует включать только за­дания практического характера (упражнения);

4) ин­дивидуальные задания обязательно должны прове­ряться и оцениваться.

Педагогическое мастерство учителя заключает­ся в том, чтобы выбрать из уже известных, прове­ренных практикой методов и приемов наиболее це­лесообразные, наиболее эффективные в конкретных условиях. Главное — получить на уроке высокий ре­зультат при возможно меньшей затрате сил и време­ни, чтобы урок способствовал умственному росту, раз­витию и воспитанию учащихся, привитию детям ин­тереса к учению и содействовал формированию у них готовности и умения работать творчески.

Категория: СТАТЬИ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, русский язык в школе, обучение русскому языку в 1-4 класс, методические рекомендации для учите
Просмотров: 3336 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0