Пятница, 22.11.2024, 17:09


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » СТАТЬИ

Орфографическая работа в начальной школе
27.04.2012, 13:29

О чем обычно в первую очередь заботится учи­тель, начиная вводить первоклассников в проблемы орфографии? О том, чтобы как можно раньше позна­комить детей с правилами и как можно быстрее при­ступить к их практическому применению. Но послед­ние исследования показывают, что тем самым про­пускается целый этап в обучении школьников, на котором необходимо научить осознавать наличие орфограмм в слове.

М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые дол­жен пройти школьник для решения орфографичес­кой задачи:

1) увидеть орфограмму в слове;

2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;

3) определить способ решения задачи в зависи­мости от типа (вида) орфограммы;

4) определить «шаги», ступени решения и их по­следовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;

5) решить задачу, т. е. выполнить последователь­ные действия по алгоритму;

6) написать слово в соответствии с решением за­дачи и осуществить самопроверку.

В более обобщенном виде те же этапы представ­ляет П. С. Жедек: «В орфографическом действии вы­деляются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (вы­бор письменного знака в соответствии с правилом)».

Зависимость результатов обучения орфографии от того, насколько развита способность ставить пе­ред собой орфографические задачи, слишком очевид­на, чтобы ее необходимо было доказывать. Умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое ор­фографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет М.Р. Львов, «отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процес­се письма».

Именно поэтому важно, прежде всего, научить де­тей ставить перед собой орфографические задачи, т.е. работу над орфографической грамотностью учащих­ся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Необходимо уже в 1 классе вооружить де­тей знанием тех опознавательных признаков, по ко­торым они могли бы, еще не владея орфографичес­кими правилами, обнаруживать подавляющее боль­шинство орфограмм. Самую значительную часть ор­фограмм русского языка, по заключению ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости-глухости, сто­ящие на конце слов и перед другими согласными. Если познакомить первоклассников с опознаватель­ными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические за­дачи задолго до изучения соответствующих правил. Это становится возможным тогда, когда уже доста­точно хорошо отработаны умения: ставить ударение и производить звуковой анализ слов.

Если нужно написать слово, в котором есть без­ударный звук [а], писать сразу букву нельзя. Такой звук — всегда «опасное место»! (Можно договорить­ся с детьми об обозначении таких «опасных мест».)

8. Вместе с учащимися начинается работа но созда­нию таблицы, которая напомнила бы об «опас­ностях» на письме: схемами двух- и трехсложных слов, в которых орфограммы будут выделе­ны в первом, втором и третьем слогах, позднее, по мере изучения букв, вывод о «недоверии» к безударному гласному [а] распространяется и на другие гласные звуки. Аналогичная работа должна проводиться и с согласными звуками.

9. Теперь возможна целенаправленная работа над формированием у младших школьников орфо­графической зоркости. Например, следующие упражнения:

1. «Найди "опасное место"»: учитель произносит слова, а дети, услышав звук, которому нель­зя «доверять», хлопают либо используют «све­тофоры ».

2. Печатание или выкладывание слов с пропус­ком «опасных мест».

3. Списывание по специальной системе, разра­ботанной П. С. Жедек.

Категория: СТАТЬИ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, русский язык в школе, обучение русскому языку в 1-4 класс, методические рекомендации для учите
Просмотров: 3044 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0