Речевое общение – 50 ч
Речь (6 ч). Углубление представления о речи
как способе общения посредством языка. Устная и письменная,
диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой
деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь,
воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами:
восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение,
письмо.
Речевая ситуация (с кем? – зачем? – при каких условиях? – о чём? – как?... я буду говорить/ слушать). Выбор формы, объема, типа и жанра высказывания в зависимости от речевой ситуации.
Наблюдение над качествами речи: информационность,
логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота,
живость, эмоциональная выразительность и др. Упражнения по культуре
речи: в соблюдении произносительных, акцентологических,
словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном
использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств
(мимики, жестов). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и
национального характера русского народа, как образцы краткой, образной,
точной, живой речи.
Речевой этикет (4 ч). Извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание
места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ),
рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об
отношении к животным, о прочитанной книге). Наблюдение над
сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами
описания, описание с элементами рассуждения.
Особенности развития, распространения мысли в тексте,
отражение ее в структурных особенностях (композиции) текста. Наблюдение
над способами связи частей текста, предложений в тексте.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста.
Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над
способами выражения основной мысли в текстах: словами, в заголовке,
домысливание.
Речевые жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты,
зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной
книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по
материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта
речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст,
учебно-деловая речь, разговорная речь).
Коммуникативно-речевые умения[1] (20 ч). Восприятие (понимание смысла обращенной к ребенку речи) устных и письменных высказываний, включающих две-три микротемы (типы и жанры указаны выше).
Слушание и восприятие интонационного
рисунка предложения, фразы, определение значимых по смыслу слов,
выделяемых говорящим с помощью логических ударений, повышения тона
голоса, повторов, понимание средств выразительности словесных и
несловесных средств общения (образных слов, слов с оценочными
суффиксами, интонации, мимики, жестов);
Чтение осмысленное, плавное (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух – до 100 слов, про себя – до 130–140 слов в минуту); выразительное, с передачей как замысла автора, так и своего отношения к читаемому; контролирование
своего чтения. Выявление непонятных слов, выражений, образов, уточнение
их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных
детям справочных источников. Предугадывание содержания текста, его
частей по заголовку, пунктам плана, оглавлению. Понимание того, как
разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения
композиционных частей текста, следования слов в предложении (в
письменной речи), интонационных средств в устной речи. Определение темы и
основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста,
умение «читать между строк» – догадываться об основной мысли, прямо не
выраженной в тексте.
Воспроизведение содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2–3 микротемами): дословное
(устно – выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно
– списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти); близко к исходному тексту (устно – пересказ, письменно – изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы); с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Создание (говорение, письмо) собственных
высказываний (небольших по объему, с 2–3 микротемами), умения:
продумывать содержание с учетом речевой ситуации, в соответствии с целью
высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение,
или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с
композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного
типа текста; понятно, логично доносить до читателей, слушателей
основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не
отвлекаясь от предмета речи; выражать основную мысль и свое отношение к
высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и
выражений, использования определенных суффиксов и пр.); произносить
слова четко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими
нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для
понимания при восприятии на слух; писать разборчиво и грамотно, в
соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии,
пунктуации в целях доступности понимания написанного; писать плавно,
ритмично, достаточно быстро (примерная скорость – до 45 букв в минуту при списывании, до 65–70 букв – при свободном письме) для относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге; составлять
тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о
пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное
время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты,
инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника.
Ведение диалога, умения: вступать в разговор,
поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать,
рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществление самоконтроля, оценивание высказывания, редактирование.
Язык как средство общения – 120 ч
Общие сведения о языке (4 ч). Углубление
представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер
русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев,
исторических вех развития культуры русского народа (пословицы,
этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и
т. п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормированность русского литературного языка. Звуковые
(голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон,
темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая
неоднородность.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Использование эмоционально-оценочной и специальной лексики,
фразеологизмов, пословиц, поговорок. Использование слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, с суффиксами других значений.
Роль инверсии (обратного порядка слов) для выделения смысловой
значимости слова, фразы. Ритм, рифма, тропы в поэтической речи.
Представление о развитии родного языка (пополнение
новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за
сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Наука о языке, ее разделы, предмет изучения языковых средств учеными-лингвистами.
Слово и его значение (4 ч). Углубление
представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и
многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении; слова,
близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению
(антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов,
как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Слово и его значимые части (6 ч). Углубление
представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс,
окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах
разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные
окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями.
Слово как часть речи (46 ч). Углубление понятий о
частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе,
личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Общее представление о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение
представлений о значениях, о категории рода имен существительных, об
именах собственных – названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее
представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха,
умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в
прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира,
осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имен существительных. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Падежные формы и падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имен существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член).
Имя прилагательное (6 ч). Углубление представлений о значениях имен прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.) Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).
Склонение имен прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе.
Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имен прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое).
Глагол (16 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь).
Понятие о неопределенной форме глагола. Изменение глаголов по лицам и
числам (спряжение). Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Личные окончания
глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления
глаголов и имен существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель
фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже –
второстепенный член).
Местоимение (5 ч). Углубление представлений о
местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных
местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с
предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль предложении (подлежащее, второстепенный член).
Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи.
Назначение и употребление в речи простых предлогов, их
«служба» – связь слов в словосочетании и предложении, выражение
пространственных отношений.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» – связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы НЕ. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Орфография (34 ч). Правописание падежных окончаний имен существительных в формах единственного и множественного числа. Употребление большой буквы и кавычек при написании имен собственных – названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование и в
формах косвенных падежей личных местоимений 3-го лица. Употребление
гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов
неопределенной формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и
будущего времени в форме 2-го лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед – ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом – л– в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения. Работа с орфографическим словарем.
Синтаксис и пунктуация (26 ч). Словосочетание (3 ч.).
Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний:
предмет и его признак, действие и предмет, на который оно переходит,
действие и предмет, с помощью которого оно совершается, действие и место
(время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришел из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Правильная связь слов в словосочетании: согласование прилагательных с
существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при
управлении им глаголом.
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение (22 ч). Систематизация
признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного
чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла
и интонационной законченности. Использование интонационных и
пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и
отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания,
при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединенных перечислительной интонацией, союзами.
Углубление сведений о частотных средствах выражения
главных членов предложения (нарицательные и собственные имена
существительные, личные местоимения в форме именительного падежа),
второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения,
прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями,
выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Наблюдения
над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
4 класс
Учащиеся должны знать:
– отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;
– названия и отличительные признаки:
а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание),
б) частей речи, включая личные местоимения,
в) основных типов предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные,
побудительные, восклицательные;
– правила орфографические (правописание падежных
окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных
окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в
глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце
предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными
членами предложения).
уметь:
– практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
– производить элементарные языковые анализы слов
(звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения
орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора
знаков препинания;
– различать произношение и написание слов, находить
способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения
звуков;
– грамотно и каллиграфически правильно списывать и
писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие
изученные орфограммы и пунктограммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи
(уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в
учебных и бытовых ситуациях;
– обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
– уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
– владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
– овладения нормами русского речевого этикета
(приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность,
поздравление); в ситуациях повседневного и учебного общения.
Литература:
1. Бойко Е. С. Русский язык в свете теории речевой деятельности. – М., 1998.
2. Желтовская Л.Я. Постижение самобытности языка
русского народа как средства усиления духовно-нравственного воспитания
младших школьников. – Сельская школа. Современный взгляд на проблемы
обучения и воспитания. – М.: ИОСО РАО, 2003.
3. Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю. Русский язык
(коммуникативно ориентированный курс). Программа. Сб. Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы, ч. 1. – М.,
Просвещение, 2000–2003.
4. Концепция о непрерывном образовании. Дошкольное и начальное обучение. – Нач. школа, № 4, 2000.
5. Купалова А.Ю. Интеграция двух начал в обучении. – Советская педагогика, № 3, 1988.
6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., Просвещение, 1991.
7. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при
переходе со ступени начального образования – на основную. – Нач. школа,
№ 8, 2004.
8. Основы теории речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1974.
9. Рождественский КС О языке и речи в начальном обучении. – Нач. школа, № 1,1993.
10. Соловейчик М.С. О содержании и структуре программы речевой подготовки младших школьников. – М., 1989.
11. Типовая программа на основе Госстандарта. – Информационный вестник Министерства образования и науки, № 2, 2005.
12. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (проект), 2004.
13. Шанский Н.М. и др. Что значит знать язык и владеть им. – Л., 1989.
Программа составлена по разделам речи и языка. На
практике же курс русского языка изучается комплексно (см. примерное
тематическое планирование уроков). |