Суббота, 27.04.2024, 00:08


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » СТАТЬИ

"Диалог" обучающихся с автором литературного произведения
14.05.2012, 14:22

С точки зрения методики преподавания "диалог с автором" – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная в процессе чтения "беседа" с автором произведения.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать писателю свои вопросы, "включать" воображение и делать предположения о дальнейшем ходе событий, проверять, совпадают ли они с замыслом автора.

К сожалению, способность, читая, вести "диалог с автором" редко появляется сама собой – у большинства обучающихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить как во время первичного чтения произведения, так и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

Приемы обучения детей ведению "диалога с автором"

 Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
 

 Так, в рассказе М.М. Пришвина "Берестяная трубочка" автор задает скрытые и прямые вопросы, которые заставляют детей задуматься:

  • "Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке..." – В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?
  • "И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал?" – Это уже прямой вопрос автора, в т. ч. и к читателю.
 
 
При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":

  • В – вопрос (найди, задай);
  • О – ответ (ответь на этот вопрос);
  • П – проверка (проверь точность своих предположений).
 
Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

Ошибки учителя при обучении детей ведению "диалога с автором"

Первая ошибка учителей при обучении детей ведению "диалога" с автором литературного произведения – неправильное определение его уместности. Например, в произведениях, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т. д.

Вторая ошибка – нечеткое понимание того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер.

 Работая над рассказом К.Г. Паустовского "Кот-ворюга", к предложению "Мы не знали, как поймать этого рыжего кота" можно поставить такие вопросы:
  • "Кого мы хотели поймать?" (Ответ: кота.)
  • "Какого цвета был кот?" (Ответ: рыжий.)
  • "А зачем его вообще ловить?" (Прямой ответ есть далее в тексте.)
Из этих вопросов только четвертый можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, читая текст дальше.

"Подтекстовые" вопросы нужны для анализа текста, они могут быть разными:

  • помогающими выяснить причинно-следственные связи, например: "Почему бабушка не дает Павле поесть арбуз вволю?" – к рассказу В.Ю. Драгунского "Англичанин Павля";
  • направленными на обоснование, доказательство какой-либо мысли, аргументацию утверждений, например: "Можно ли доказать, что Павля не взрослый, а ребенок?";
  • оценочными, например: "Каким мы видим Павлю в начале рассказа?", "А в конце рассказа?", "Меняется ли отношение Дениски к Павле на протяжении рассказа, как?";
  • формирующими внимание детей к языку и художественным особенностям текста, например: «Почему Виктор Юзефович Драгунский пишет: "зарежем арбуз", а не "разрежем арбуз"?», "все лето зря прочепушил", а не "все лето зря провел"? "Павля прямо засиял", а не "Павля заулыбался"?»; «Как вы понимаете предложение "Я прямо опешил"?»).
Третья ошибка – подмена учителями скрытых авторских вопросов своими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе.
 
 Вернемся к предложению "Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке..." из рассказа М.М. Пришвина "Берестяная трубочка". Учитель вправе спросить: "Почему рассказчику захотелось посмо­треть?"; "Что можно сказать о рассказчике?". Автор же спрашивает только: "А что там может быть?" – и дальше сам отвечает на этот вопрос.
 
Четвертая ошибка – просьба к ученикам дать возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не хватает текстовой информации.
Категория: СТАТЬИ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, русский язык в школе, обучение русскому языку в 1-4 класс, методические рекомендации для учите
Просмотров: 4095 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0