С точки зрения методики преподавания "диалог с автором" – это
прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения
сформировавшегося читателя – это естественная в процессе чтения "беседа"
с автором произведения.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю
необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские
вопросы, задавать писателю свои вопросы, "включать" воображение и делать
предположения о дальнейшем ходе событий, проверять, совпадают ли они с
замыслом автора.
К сожалению, способность, читая, вести "диалог с автором"
редко появляется сама собой – у большинства обучающихся ее необходимо
формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это
может происходить как во время первичного чтения произведения, так и во
время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
Приемы обучения детей ведению "диалога с автором"
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы.
Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы
требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее –
проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Так, в рассказе М.М. Пришвина "Берестяная трубочка" автор задает скрытые и прямые вопросы, которые заставляют детей задуматься:
- "Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли
чего в такой трубочке..." – В скрытой форме автор задает вопрос: а что
там может быть?
- "И вот в первой же трубочке я нашел орех, так
плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть.
Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал?" – Это уже прямой
вопрос автора, в т. ч. и к читателю.
При переходе детей от совместного обучающего чтения с
учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться
самостоятельно вести "диалог с автором".
Можно расставить для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":
- В – вопрос (найди, задай);
- О – ответ (ответь на этот вопрос);
- П – проверка (проверь точность своих предположений).
Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся.
Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут
спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться
события, чем может закончиться произведение или его часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения.
Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения,
например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что
сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто
такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление
ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
Ошибки учителя при обучении детей ведению "диалога с автором"
Первая ошибка учителей при обучении детей
ведению "диалога" с автором литературного произведения – неправильное
определение его уместности. Например, в произведениях, воздействующих в
первую очередь на эмоции читателя, и без диалога все понятно. Не всегда
уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры,
приключенческого рассказа и т. д.
Вторая ошибка – нечеткое понимание того, что
такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом
к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер.
Работая над рассказом К.Г. Паустовского
"Кот-ворюга", к предложению "Мы не знали, как поймать этого рыжего кота"
можно поставить такие вопросы:
- "Кого мы хотели поймать?" (Ответ: кота.)
- "Какого цвета был кот?" (Ответ: рыжий.)
- "А зачем его вообще ловить?" (Прямой ответ есть далее в тексте.)
Из этих вопросов только четвертый можно назвать вопросом к автору. Ученик ответит на него, читая текст дальше.
"Подтекстовые" вопросы нужны для анализа текста, они могут быть разными:
- помогающими выяснить причинно-следственные связи,
например: "Почему бабушка не дает Павле поесть арбуз вволю?" – к
рассказу В.Ю. Драгунского "Англичанин Павля";
- направленными на обоснование, доказательство какой-либо
мысли, аргументацию утверждений, например: "Можно ли доказать, что Павля
не взрослый, а ребенок?";
- оценочными, например: "Каким мы видим Павлю в начале
рассказа?", "А в конце рассказа?", "Меняется ли отношение Дениски к
Павле на протяжении рассказа, как?";
- формирующими внимание детей к языку и художественным
особенностям текста, например: «Почему Виктор Юзефович Драгунский пишет:
"зарежем арбуз", а не "разрежем арбуз"?», "все лето зря прочепушил", а
не "все лето зря провел"? "Павля прямо засиял", а не "Павля
заулыбался"?»; «Как вы понимаете предложение "Я прямо опешил"?»).
Третья ошибка – подмена учителями скрытых авторских вопросов своими вопросами, которые уместно задать при обобщающей беседе.
Вернемся к предложению "Но сегодня мне захотелось
посмотреть, нет ли чего в такой трубочке..." из рассказа М.М. Пришвина
"Берестяная трубочка". Учитель вправе спросить: "Почему рассказчику
захотелось посмотреть?"; "Что можно сказать о рассказчике?". Автор же
спрашивает только: "А что там может быть?" – и дальше сам отвечает на
этот вопрос.
Четвертая ошибка – просьба к ученикам дать
возможный ответ на скрытый вопрос писателя в случаях, когда для этого не
хватает текстовой информации. |