Пятница, 29.03.2024, 00:19


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ

Предложения с однородными членами
19.07.2012, 13:55

Формирование понятий об однородных членах предложения – дело не простое и длительное. Идти от понимания термина – однородные (члены одного рода, однотипные) – рано. Детям трудно понять его содержание, пока они знают о роде как грамматической категории: мужском, женском, среднем. Поэтому на первом этапе формируется только представление об однородных членах предложения, причем как членах, относящихся в одному слову, отвечающих на один и тот же вопрос и связанных перечислительной интонацией. Последний признак для четвероклассников при квалификации однородных членов становится определяющим. Именно по причине отсутствия перечислительной интонации, то есть перечисления, дети могут понять, почему в предложении На перекрестке мы увидели новое кирпичное здание определения не отделены друг от друга запятой: они не являются однородными членами (неоднотипны). Последовательно ученики проникают в суть понятия однородность (однотипность) – неоднородность (разнотипность). В основной школе эти первичные знания будут углублены при изучении неоднородных определений.

Изучение темы начинается с подтемы «Однородные подлежащие и сказуемые» (4 ч.).

Продолжается наблюдение над структурой простого предложения, в котором речь идет уже не об одном деятеле, а о двух, трех и т. д. или речь идет не об одном действии, совершаемом субъектом, а нескольких. Делается вывод, что при одном сказуемом может быть два или несколько подлежащих, их называют однородными членами. Подобный вывод делается и о сказуемых – два или несколько сказуемых при одном подлежащем тоже являются однородными членами предложениями. Казалось бы, в этих определениях сделан акцент только на количество членов. Однако напоминаем, что речь идет о главных членах, про которые обычно не уточняют, что к чему относится (зависят друг от друга). Указание на определенный главный член предложения – уже есть указание на однотипность (однородность) этих членов. При подборе дидактического языкового материала важно учесть, что однородные члены предложения могут соединяться по-разному: с помощью союза (союзов) и, с помощью перечислительной интонации при бессоюзном соединении.

Поэтому наблюдение лучше начинать с предложений, в которых имеется по два однородных члена, сначала соединенных союзом и, затем – без союза. Далее можно увеличивать количество однородных членов и разные способы их соединения. Чтобы структура однородных членов четче проявилась, рекомендуется использовать метод моделирования, то есть выстраивание схем однородных членов (см. в учебнике на с. 100, 101, 102). На схемах наглядней можно показать взаимосвязь «двух сестер» – интонации и пунктуации: перечислительная интонация обозначается стрелками повышения тона голоса над однородными членами и выражена на письме употреблением запятых между ними при отсутствии союзов. С помощью схемы можно также показать особенности конца перечисления: стрелкой показывается, что тон голоса понижается, употребляется союз и, который и «предупреждает» об окончании перечисления, запятая перед союзом не ставится. О наличии или отсутствии запятых между однородными членами пока предупреждает материал Ключика (№ 210), идет накопление наблюдений при анализе предложений. Одновременно углубляются представления детей о структуре распространенных и нераспространенных предложений. Если в нераспространенном предложении имеются однородные главные члены, предложение остается нераспространенным (детям часто непонятен этот факт – слов-то несколько!) – № 214.

Далее проводятся наблюдения над предложениями, в которых какой-либо из однородных главных предложений поясняется одним второстепенным членом, несколькими второстепенными членами (№ 216–218). Выявляются смысловые группы. В ходе анализа примеров и схем устанавливается закономерность, что выделение интонационными средствами и пунктуационными знаками смысловых групп однородных членов происходит так же, как одиночных. Запятые ставятся между смысловыми группами (№ 216, 217).

При закреплении уместно использовать небольшие тексты, употребление в которых однородных главных членов мотивировано (загадки, считалки). Обратить внимание на возможность употребления синонимичного союза да (в значении и) – № 218, противительных союзов а, но, да (в значении но) – № 224.

Наблюдение над оформлением на письме однородных главных членов перерастает в новую фазу – формируется умение самостоятельно решать вопрос о постановке запятой или об отсутствии таковой (№ 223, 225, 227). Необходимо обратиться к памятке решения пунктуационной задачи (с. 113 или с. 140), воспользоваться советами тех пунктов, которые уже можно применить.

Как вариативный материал даны примеры одновременного употребления в предложениях двух групп – однородных подлежащих и однородных сказуемых (№ 226), а также употребления группы однородных сказуемых, связанных повторяющимися союзами и (№ 227).

В подтеме «Однородные второстепенные члены предложения» (2 ч.) завершается наблюдение над однородными членами предложения. Второстепенные однородные члены менее частотны в речи и труднее вычленяются детьми. Поэтому для их выделении используются разные приемы: сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения (№ 228), анализ и построение схем строения предложений как горизонтальных, так и вертикальных к предложениям, в которых однородные второстепенные члены относятся к второстепенному члену (№ 231, 232), наблюдение над наличием в предложениях одновременно групп однородных главных членов и второстепенных членов (№ 233, пример в правиле на с. 108). Суммируются признаки определения однородных второстепенных членов: 1) относятся к одному и тому же слову; 2) отвечают на один и тот же вопрос; 3) связываются между собой перечислительной (иногда противительной) интонацией или союзами; 4) разделяются запятыми, кроме одиночного союза и. Эти признаки можно рекомендовать сделать универсальными для любых однородных членов предложения.

Завершает раздел подтема «Знаки препинания при однородных членах предложения» (5 ч.) При выполнении упражнений формируются умения на основе интонационных средств отделять однородные члены предложения запятыми. Углубляется работа с памяткой решения пунктуационной задачи (с. 113).

В вариативных упражнениях постепенно усложняется синтаксис: простые предложения сопоставляются со сложными, части которых соединяются союзом и, простые предложения даются в составе текстов или из них требуется составить текст.

Динамика усложнения системы упражнений на протяжении изучения всей темы «Однородные члены предложения» представлена в сокращенном виде в серии предложений рубрики «Школа Грамотея» на с. 122, 123. Выборочно работу с ними следует организовать как индивидуальную по следам недочетов, допущенных в проверочных работах («Проверочные работы», с. 121).

При проведении проверочных работ нужно под контроль давать только простейшие случаи употребления запятой: при однородных членах без пояснительных слов, далее с отдельными пояснительными словами, связанными а) только одиночными союзами (и, а, но), б) только с помощью перечислительной интонации, в) обеими вариантами связи, когда союз и предупреждает о завершении перечисления. Письмо по памяти отрывка из стихотворения А. Блока (с. 121, № 2) можно предложить только как вариатив.

Кроме основной линии – ознакомления с предложениями новой структуры, имеющими в составе однородные члены предложения, и правилами их оформления в устной и письменной речи (интонационными и пунктуационными средствами), подобранный языковой материал помогает учителю продолжить работу по усвоению орфоэпических и орфографических норм, по расширению грамматического строя речи конструкциями нового типа (построение их из набора слов и словосочетаний, по заданной теме, редактирование и др.), по обогащению речи пословицами и фразеологизмами и т. п. В конце раздела по традиции урока два посвящается самостоятельному построению предложений и небольших текстов. Таким образом, изучение синтаксической темы направлено на речевое развитие четвероклассников.

После многочисленных упражнений с предложением начинается работа по второй теме раздела «Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)»7 ч. Материал носит, с одной стороны, систематизирующий, с другой – практический характер. Сначала с помощью таблицы (с. 117) сопоставляются и обобщаются признаки функциональных типов текста: описания, повествования, рассуждения. Затем положения таблицы иллюстрируются примерами текстов на тему «Береза» (№ 254, 255). Проводится наблюдение, в каком типе или типах текста чаще встречаются предложения с однородными членами. Обычно предложения с однородными сказуемыми встречаются в повествовательных текстах, в которых описываются разные и многочисленные действия героев описываемых событий. В тексте-описании чаще используются предложения с однородными второстепенными членами, особенно определениями. Наблюдение над чужой речью (текстами) завершается попыткой создания собственной словесной зарисовки на эту же тему – о березе (березовой роще и т. п.) и соответственно ее презентацией (по желанию) классу.

На этом этапе внимание фокусируется на особенностях построения текста-повествования. Поэтому рекомендуется провести детальный анализ текста, повествующего об интересной и неожиданной встрече с оляпкой, описанной автором – школьницей (№ 257). Акцент в заданиях к тексту делается на заголовок и композиционные части текста, их роль в раскрытии содержания истории. Обращается внимание и на средства связи частей в повествовании (наличие слов однажды, вдруг, издалека, вблизи, вверх, вниз), использование конструкций с однородными глагольными сказуемыми.

После пропедевтической работы с текстом можно предложить дифференцированные задания: 1) выписать из текста предложения со словами-связками (№ 258); 2) написать изложение, то есть воспроизвести содержание проанализированного текста; 3) отредактировать текст о ежике (№ 259).

Следующей ступенью в освоении закономерностей построения повествования могут стать анализ и воспроизведение авторского текста «Переправа» (с. 125 «Мастерская слова»). На основе структурного анализа рассказа Ю. Коринца следует продолжить обучение детей самостоятельному составлению плана. Напомнить детям, что план составляется в помощь тем, кому предстоит воспроизводить содержания текста. В зависимости от уровня сформированности умения составлять план ученик может выбрать одно из дифференцированных заданий: 1) составить план самостоятельно на основе озаглавливания частей текста;

2) досоставить план, придумав недостающие два пункта;

3) представить себя кинооператором и продумать содержание кадров по тексту.

При анализе изложений следует обратить внимание на недочеты, связанные с построением словосочетаний, предложений, текста. Тем, у кого в работах таковых недочетов нет, можно предложить упражнения № 2, 3 из рубрики «Школа Грамотея» (с. 124).

Как вариатив можно предложить желающим устно и письменно рассказать о своей истории, своей неожиданной встрече. Желательно учащихся побуждать к употреблению предложений с однородными членами предложения, со сказуемыми, выраженными разными временными и личными формами глаголов.

Так выстраивается логика раздела «Развёртываем, распространяем мысли»: от потребности речи к овладению частотными языковыми средствами – предложениями с однородными членами, а от них снова к речи, обогащенной новыми конструкциями.

Категория: ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 7938 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0