Среда, 11.12.2019, 05:17

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ

Раздел «Общаемся устно и письменно»
19.07.2012, 14:00

Курс русского языка четвёртого года обучения, как и предыдущих лет, начинается с раздела повторения, в котором систематизируются и углубляются сведения об особенностях языковых средств, специфике устной и письменной речи.

Почему в курсе русского языка уделяется внимание особенностям устной речи? Одним из ответов может послужить высказывание В.О. Ключевского «Перу остаются недоступны многие средства воздействия, какими обладает живое слово». В то же время человек в жизни гораздо чаще бывает в ситуациях, которые требуют умения общаться в устной форме.

Поскольку сведения о разных формах речи необходимы человеку для совершенствования устного и письменного общения, раздел имеет функциональное название «Общаемся устно и письменно». В него вошли темы, актуализирующие как нормы произношения слов, фраз, особенности интонирования предложений, так и правила написания слов, постановки знаков препинания в предложениях. Естественно, что оформление речи базируется на анализе чужих и построении собственных высказываний.

Название первой темы «Вспоминаем качества русской речи» (3 ч.) ориентирует учителя на актуализацию и систематизацию знаний детей о качествах русской речи. В качестве мотива предлагается анализ высказывания Дмитрия Лихачёва (№ 1) о том, нужно учиться хорошей речи – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Для более продуктивного проведения упражнений этой темы напоминаем учителю о качествах речи: 1) точность, ясность (доступность для понимания); 2) логичность (последовательность в изложении мыслей); 3) правильность (произношение, написание, выбор слова, соединение слов в предложении, предложений в тексте); 4) чистота речи (отсутствие слов-паразитов, неоправданного употребления иностранных слов и т. п.); 5) живость, эмоциональность, выразительность (эмоционально-оценочная лексика, интонация, употребление динамичных синонимов, построение предложений и др.); 6) уместность (учёт речевой ситуации, речевой задачи); 7) образность (использование образных средств: слов с переносным значением, сравнений, иносказаний, юмора, тропов и др.); 8) благозвучие (гармония образной и звуковой природы слова, звукопись); 9) информативная насыщенность (содержательность, сжатость); 10) богатство (синонимия, многообразие синтаксических конструкций, стилистическое разнообразие и пр.).

Упражнения подобраны с учётом доминирования в каждом из них какого-либо качества, средства устной речи: громкость (№ 5), ритмичность (№ 7), образность (№ 3 звукопись, № 8 загадки), правильность (№ 12–22, 30, 31, 35) и др. Для тренировки внятности произнесения речи предлагается работа со скороговорками (№ 2).

Учитывая, что параллельно предполагается запись слов и предложений, проводится пропедевтическая работа по соблюдению норм списывания, письма под диктовку, записи по памяти, свободного письма, по решению орфографических задач. До повторения способов проверки основных орфограмм рекомендуется использовать вид письма – списывание.

Комплексный подход к выполнению упражнений предусматривает также углубление понятий о некоторых средствах языка и речи. При работе со скороговорками отрабатывается чистота произношения конкурирующих звуков, которым предварительно дается характеристика. Из слов упражнения по звукописи объектом анализа становятся звуки, которые оглушаются и «добавляют шороха» в звуковой рисунок строк стихотворения «Сентябрь». При наблюдении над ритмичностью стихотворных строк (№ 7, 8) совершенствуются умения в выделении ударных и безударных слогов слов строки, углубляются представления о подвижности ударения в русских словах. При работе с текстовыми упражнениями организуется наблюдение над способами выражения темы и основной мысли текста.

Совершенствуются умения редактировать (№ 40), строить высказывания в объеме предложения, текста на темы воспоминаний о летних, осенних прогулках в лес (выбор жанра свободный – прозаическая или стихотворная зарисовка, загадка), о первом сентябрьском деньке, о воображаемой рекламе товара и пр. Обращается внимание на внешние атрибуты речевого этикета – уместное использование мимики, жестов, поз, тона – «вы кому-то ответили грубо – чью-то жизнь сократили сейчас» (А. Дементьев № 20, 39).

Особое внимание в разделе уделяется интонации как звуковому (голосовому) средству языка. Почему необходимо совершенствование интонационных умений учащихся? Интонационная оформленность звучащей речи имеет социальное значение, обеспечивает эффективность, легкость, быстроту общения, способствует лучшей передаче мыслей и чувств. Не менее значима и эстетическая ценность интонационной стороны звучащей речи, являющейся ярким показателем речевой культуры человека, его общего культурного уровня. Интонационные умения учащихся лежат в основе усвоения важнейших разделов школьной программы: синтаксиса, пунктуации, формирования полноценного навыка выразительного чтения.

С целью осознания четвероклассниками единых функций, которые выполняют интонация и пунктуация с точки зрения намерения говорящего (пишущего) и слушающего (читающего), материал об этих средствах дается в одной теме «В устной речи интонация, а в письменной – пунктуация» (10 ч.). В ней систематизируются, то есть устанавливаются взаимосвязи между функциями использования интонации и знаков препинания в речи. Причем наблюдение проводится над одними и теми же конструкциями, текстами, чтобы взаимообусловленность использования интонации и пунктуационных знаков была очевидней, наглядней.

Какие функции интонации и пунктуации актуализируются через подтемы? С помощью интонации в устной речи и соответственно знаков препинания в письменной мы:

1) объединяем слова и словосочетания в предложения,

2) выделяем предложения из потока речи; 3) различаем предложения по цели высказывания; 4) выражаем чувства (сомнение, удивление, гнев, радость, негодование и другие чувства), передаем свое отношение к содержанию предложений; 5) уточняем смысл высказывания, выделяя значимые для смысла слова; 6) выделяем этикетные слова и фразы.

Говоря об интонации, следует иметь в виду ее составные элементы: мелодика – изменение высоты голосового тона в речи: повышение – понижение; тембр – звуковая окраска голоса (приятный, красивый, богатый, тусклый, яркий, чистый, неясный, звонкий – глухой, дрожащий, крикливый, резкий; темп – скорость произнесения звучащих элементов речи (медленный, средний, оптимальный, нормальный, быстрый); громкость – интенсивность произнесения элементов речевого потока (маленькая, пониженная, нормальная, оптимальная, большая, повышенная); тон – окраска речи, придающая ей эмоционально-экспрессивные оттенки. Общий тон высказывания: дружелюбный, радостный, восторженный, печальный, трагический, грубый, злой, требовательный, приказной и т. п. Логическое ударение – выделение голосом слова в речи для подчеркивания его смысловой значимости. Пауза – временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий различные функции: несинтаксическая (вызванная физиологическими причинами, волнение, добор воздуха), предупредительная (о продолжении речи), разделительная (отражающая смысловое членение речи), пауза обдумывания, размышления, ритмическая (элемент ритма, подчеркивает стихораздел).

Современная лингвистика рассматривает интонацию как неотъемлемую характеристику текста, оформленность которого, во-первых, складывается из интонационных свойств предложений и, во-вторых, обнаруживает такие свойства целого, как общий тон, темп, сила произношения, обусловленные смысловым и эмоциональным наполнением текста. Поэтому способность к анализу мелодики отдельных предложений развивается через восприятие и выразительное чтение текстов, сначала диалогов, затем монологов. Чтение диалогических текстов (№ 42, 49, 50) позволяет ученику принять на себя роль того или иного героя, «оказаться» в определенной речевой ситуации, испытать соответствующие ситуации чувства и выразить их с помощью голосового средства языка – интонации. Помогают также знаки препинания (авторские).

На это обращается внимание в заданиях к текстам. К примеру, «Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Помогут ли они правильно определить тип предложений и выбрать интонацию при чтении?» (№ 42). Таким образом, одновременно повторяются сведения о типах предложения по цели высказывания. Ученик при чтении диалога начинает ощущать взаимосвязь: понимание речевой ситуации – речевая задача реплик – использование предложений определенного типа – оформление их с помощью знаков препинания – выбор точной интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной, звательной). На втором этапе последние «шаги» меняются местами: от определения речевой задачи (цели высказывания) к выбору интонации, а от нее к выбору знака препинания. Причем эта цепочка действий применима и к оформлению отдельных предложений (№ 45), и к оформлению предложений в тексте (№ 44, 46). Таким же образом выстраивается система упражнений по оформлению предложений с помощью восклицательной интонации в устной и восклицательного знака в письменной речи. Но палитра текстов разнообразнее, как и средств выражения чувств и отношения к содержанию речи: с помощью одного тона (№ 48, 49), дополнительно с помощью междометий, частиц (№ 50), употребления слов-обращений (№ 51). При выполнении последнего упражнения также организуется наблюдение над выделением обращений с помощью звательной интонации и запятых (вариатив). Желательно дать пример предложения с однородными членами (без термина) и познакомить учащихся с наличием перечислительной интонацией в устной и запятых в письменной речи. Подробно предложения с однородными членами будут изучаться в конце 1-го полугодия. Необходимо также обратить внимание детей на возможность сочетания при произнесении одной и той же реплики разных интонаций и использования на письме сразу двух пунктуационных знаков —?! (№ 49, 50, 51). Уместно для фиксирования движения мелодики использовать схемы с указателями повышения или понижения высоты голосового тона (с. 24, 26, 27). Обращение к пословице То же слово, да не так бы молвить (№ 49) послужит еще одним «строительным камнем» в деле воспитания культуры речевого этикета.

Важными и новыми упражнениями темы являются упражнения № 54–65 в подтеме «Уточняем смысл высказывания». Детям для общения важно знать, что с помощью интонационных средств – логического ударения, смысловой паузы – они могут уточнить смысл высказывания, то есть выделить голосом наиболее значимое по смыслу слово, противопоставить смысловые части фразы. Как вариатив дается общее представление о средствах выражения этой функции в письменной речи — использование необычного порядка слов (№ 59, 60), употребление тире или запятой с союзами а, но (да) при противопоставлении (№ 61–65). Единая речевая тема (фоновая) о дельфинах поможет учащимся лучше понять роль в речи анализируемых интонационных и пунктуационных средств.

В отдельную подтему выделяется материал о средствах выделения этикетных слов и фраз. По традиции наших предков слова вежливости произносятся особым уважительно-ласкательным тоном, а на письме всегда оформляются с помощью восклицательного знака. Часто используются и запятые для выделения обращений, которые достаточно частотны в этикетных выражениях. Параллельно систематизируются сами этикетные формулы, принятые при приветствии, прощании, пожелании, извинении, уточнении, благодарности, обращении с просьбой. Предлагается попробовать составить словарик из возможных фраз русского речевого этикета, разных по стилю, употребляемых в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Желательно озвучить для всего класса отрывки из повести-сказки А. Милна (в пересказе Б. Заходера) «Винни-Пух и все-все-все» (№ 72) в целях решения этикетной задачи: «Почему обиделся ослик Иа?». В жизни довольно часто можно наблюдать ситуации, когда нарушаются правила этикета: обращаются с приветствием (прощаются) только к одному человеку, не замечая остальных присутствующих; принимают решение, не спросив мнения того, кто должен стать основным исполнителем, и пр.

На этапе обобщения уместно сравнить два понятия – мелодия и мелодика (речи). Хорошо звучащая речь – выразительна, мелодична. Как мелодия записывается нотами, так и с помощью различных знаков можно «изобразить» мелодику слова, фразы, предложения, текста. К примеру, так можно изобразить мелодику слова:


А так мелодику текста:

Например:


Пример интонационно-смыслового анализа текста стихотворения дан из опыта работы Фирстовой Н.И.

Для закрепления употребления знаков препинания в конце предложения можно использовать разные приемы: расстановка пропущенных знаков препинания, деление «сплошного» текста на предложения, устный пунктуационный диктант с использованием карточек со знаками препинания, письменный диктант с фиксацией на письме только пунктуационных знаков, графический диктант и пр. Для проверки орфографических и пунктуационных умений предлагаются разного типа проверочные работы, особенно письмо под диктовку (с. 36, 37), тренинговые упражнения (с. 38–42).

Раздел, как обычно, заканчивается творческими (продуктивными) упражнениями. Ведь те функции интонации и пунктуации, которые были выявлены при анализе чужой речи, необходимо использовать в собственной речи при выражении своих мыслей и чувств. Текстовые умения формируются на речевой теме – поздравление с днем рождения (с. 43–45, рубрика «Мастерская слова»).

Таким образом, упражнения по овладению интонационными умениями способствуют: 1) развитию интонационного слуха ребенка в русле развития речевого слуха детей (включающего в себя также слух физический и фонематический); умения слышать интонационный рисунок, мелодику предложения; 2) воспитанию произносительно-слуховой культуры, что предполагает подражание и самостоятельное синтезирование интонационного оформления собственных высказываний; 3) овладению эмоциональной интонацией как средством общения, связанной с накоплением словаря эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, печаль, удивление) и опирающейся на прием создания речевой ситуации; 4) формированию умений интонационно-смыслового анализа предложения, текста с решением пунктуационных задач.

Возможный дополнительный материал к изучению раздела «Общаемся устно и письменно»

1. Говоришь много, было бы что слушать.

Умей вовремя сказать, вовремя и смолчать.

У него слово слову костыль подаёт.

2. С помощью одного слова (междометия) «Ой» выразить голосом:


3. Три сороки-тараторки тараторили на горке.

4. Сашина каша

Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша —
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши —
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво, чисто, ясно —
Как люди говорят, —
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может,
Произнесёт словечко —
И сам тому не рад!
Он скажет: «До свидания!»
А слышится: «До здания!»
Он спросит: «Где галоши?»
А слышно: «Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь его едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
С. Михалков

5. Говорите короче...

Вы
Это самое...
Того...
Когда вы
Говорите,
То,
Значит,
это...
как его...
Ну,
В общем,
не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев

6. Зазывалки:

Подходи, народ честной:
И парни, и девицы,
И молодцы, и молодицы!
...И крысы приказные*.
И гуляки праздные!
Покажу вам всякие картинки,
И господ, и мужиков в овчинке.
Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару —
Гривенник* за пару!

7. Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать.
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте всё тихо рассказать.
В музее, кинозале и трамвае
О том, о сём друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Спокойно говори, а не кричи.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
С. Бондаренко

8.

Если ты пришёл к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Г. Остер
Категория: ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 2709 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0