Вторник, 10.12.2019, 12:54

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА


МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
СТАТЬИ [18]
МЕТОДИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА [45]
ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ [14]
НАГЛЯДНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ [6]
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [26]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » РУССКИЙ ЯЗЫК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ

Раздел «Анализируем и строим предложения...»
19.07.2012, 13:57

Вы можете подумать, не ошибка ли? Подобная тема уже изучалась в 3 классе. Напоминаем, что материал всего курса русского языка структурирован по концентрическому (спиралевидному) принципу. Это означает, что общие темы, особенно функционального характера, будут рассматриваться не один раз, но на каждом витке предполагается углубление или расширение знаний о структуре предложений, его членах, средствах выражения каждого члена предложения – частями речи и их определенными формами. Так, данная выше тема в курсе 4 класса ориентирует на анализ конструкций со стороны членов предложения, углубление представлений о средствах выражения главных членов предложения (подлежащего – личными местоимениями, сказуемого – глаголами настоящего и будущего времени в личных формах). Если в 1—3-х классах путь изучения шел от частного к общему: слово – предложение как цепочка слов, слово как часть речи – предложение как конструкция из частей речи, то с середины 3 класса – от общего к частному: предложение – члены предложения – части речи, в 4 классе – предложение – члены предложения – части речи в определенных формах. Обратите внимание на вторую часть названия темы раздела – «строим предложения», то есть выражаем мысли, чувства, строя самостоятельно высказывания в объеме предложения. Для записи собственных предложений необходимо соблюдение орфографических и пунктуационных норм, поэтому возникает потребность в овладении дополнительными правилами правописания, в частности личных окончаний глаголов, в дальнейшем – падежных окончаний склоняемых частей речи, знаков препинания при однородных членах предложения. В указанном выше ключе и выстраивается система упражнений этого и других разделов. Такая система способствует развитию грамматического строя речи индивидуума.

В теме «Главные и второстепенные члены предложения» обобщаются сведения о синтаксических единицах: словосочетании и предложении. Анализируются словосочетания, распространенные и нераспространенные предложения. На примере анализа словосочетаний следует обратить внимание, что зависимые слова словосочетаний в предложениях становятся второстепенными членами, сохраняя общее значение: место действия, направление действия, признак предмета и пр. Для проведения полного анализа дается памятка «Порядок синтаксического анализа простого предложения» (с. 49). Проводятся упражнения в распространении предложений второстепенными членами, в составлении предложений с новым словом из словаря благодарность и однокоренными словами (№ 83, 85). Попутно сопоставляются значения слов благодарный (признательный) и благодарственный (торжественно выражающий благодарность), что способствует развитию «чувства языка».

В плане расширения представлений о значениях сказуемого и средствах его выражения как вариатив организуется наблюдение над предложениями (в составе текста), сказуемыми которых являются глаголы с частицами не, же, ли, обозначающие состояние действующего лица и отвечающие на вопрос – в каком состоянии? (с. 50, № 84).

Работа, начатая в предыдущем параграфе, продолжается на следующем уроке, но акцент делается на сопоставлении членов предложения и частей речи, точнее на «работе» частей речи в роли членов предложения. Отсюда название темы «Части речи и члены предложения». Акцент делается на выражении главных членов предложения (№ 88, 89). Основной тип упражнений – конструирование предложений по схемам, в которых указаны определенные части речи и их последовательность (№ 86, 87), из набора слов (частей речи, № 87, 90). По значению частей речи определяется грамматическая основа будущего предложения – действующее лицо (предмет), его действие (состояние). Далее определяются части речи, которые могут пояснить подлежащее (обычно это прилагательные), сказуемое (обычно это имена существительные, наречия). Другими словами, определяется группа подлежащего и группа сказуемого, продумывается порядок частей речи этих групп в предаю жении. Вполне возможно, что порядок слов в составленных детьми предложениях (№ 90) окажется разным. Нужно обязательно обратить на это внимание, поисследовать, различаются ли оттенки общего значения предложений. Целесообразно заметить, что если в предложении на первом месте стоит группа подлежащего, а на втором – группа сказуемого, то оно звучит обычно нейтрально. Это предложение с обычным порядком слов. Если же в предложении на первом месте группа сказуемого, а на втором – группа подлежащего, это предложение с эмоциональным порядком слов. Оно звучит более выразительно. Это важно понять для формирования практических умений составлять разные по эмоциональной окрашенности предложения, что связано с развитием грамматического строя речи предложений.

Следующая тема «Формы изменения и правописание глаголов» (20 ч.) – центральная и наиболее объемная тема раздела. Она раскрывается в рамках углубления знаний о средствах выражения сказуемого глаголами в разных временных формах, причём акцент переносится на употребление личных форм глаголов настоящего и будущего времени и правописание их личных окончаний.

Сначала естественно нужно вспомнить известные детям формы глагола – неопределенную форму глагола (с углублением сведений), временные формы глагола. С неопределённой формой глагола дети впервые знакомились в 3 классе при изучении сложной формы будущего времени глаголов. Поэтому целесообразно в начале изучения темы озвучить результаты домашней работы сильных учеников с упражнением № 91, нацеленного на расширение представлений четвероклассников о разных средствах выражения главных членов предложения: подлежащее – словосочетанием типа Люба и Вера, Игорь с Вовой, сказуемое – сочетанием глагольных форм будут готовить (сложная форма глагола будущего времени), начнут готовить (составное глагольное сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола и неопределенной формы глагола – без называния термина). В плане углубления обратить внимание на: 1) значение термина – неопределенная; 2) синонимичность терминов: неопределенная и начальная формы; 3) вопросы что делать? что сделать? и разницу между оттенками в значениях глаголов; 4) «концы» глаголов в этой форме – оканчиваются на – ть (-ти), -чь, -ться (без указания на значимую часть слова); 5) употребление глаголов в неопределенной форме с разными приставками, в составе устойчивых выражений (фразеологизмов); 6) правописание в них корней и приставок, -ться. В дидактическом языковом материале по теме практически нет предложений, так как сказуемые, в выражении которых участвуют глаголы в неопределенной форме, будут изучаться позднее. Не рекомендуется производить полный разбор по составу значимых частей глаголов в неопределенной форме, поскольку трактовка -ть, -ся в школьной грамматике различается в зависимости от точки зрения авторов вариативных учебников. Принять трактовку научной грамматики: —ть как формообразующий суффикс и – ся как постфикс – преждевременно, так как дети ознакомлены с суффиксами как словообразовательными частями. Достаточно в начальном курсе русского языка опознавания таких глаголов по внешней форме – оканчиваются на -ть (-ти), -чь, -ться (с сохранением мягкого знака перед -ся).

Следующим шагом в повторении средств выражения сказуемого является изучение подтемы «Времена глагола» (2 ч.). Ещё раз нужно обратить внимание детей на роль этих форм глагола в речи (предложении) – возможность при «работе» сказуемыми обозначать действия, которые: а) происходили до момента речи; б) происходят в момент речи; в) будут происходить после момента речи. Ядро системы упражнений на первом уроке – глаголы прошедшего времени и их формы рода, числа, точнее согласование сказуемых – глаголов прошедшего времени с подлежащими, выраженными именами существительными или местоимениями, в формах рода, числа (на базе предложений). Как новый материал – знакомство с новой орфограммой: употребления перед суффиксом -л- той же гласной, что и перед -ть- в начальной форме. Несмотря на то что в тексте правила указаны формообразующие суффиксы -л-, -а(я) перед -ть, требовать их выделения при разборе глаголов по составу не нужно, так как пока с формообразующими элементами слов учащиеся знакомятся пропедевтически. Попутно актуализируется умение произносить формы глагола клеить (№ 103) в соответствии с акцентологической нормой.

В плане развития «чувства» формы слов будет полезно упражнение № 105, в котором собраны глаголы в начальной форме, от которой нужно образовать формы прошедшего времени, но без помощи традиционного суффикса -л-: грести – грёб, беречь – берёг, окрепнуть – окреп, мокнуть – мок.

На втором уроке акцент переносится на другие временные формы глаголов – настоящего и будущего времени, а именно на их согласование в роли сказуемых с подлежащими, выраженными именами существительными или местоимениями, в формах лица, числа (на базе предложений № 108, 109). Поэтому сначала необходимо поупражнять детей в образовании этих форм (№ 106,107). Обратить внимание на: 1) наличие форм лица (личных форм) и отсутствие форм рода; 2) наличие двух вариантов форм будущего времени (простой и сложной); 3) условия образования простой или сложной форм будущего времени: зависимость от вида глагола, для детей – разница в вопросах (что делать? – сложная, что сделать? – простая); 4) невозможность образования формы настоящего времени от глаголов совершенного вида, отвечающих на вопрос что сделать? 5) различие простых глагольных сказуемых, выраженных сложной формой будущего времени (будешь смеяться) и составных глагольных (стал смеяться, начал солить) – вариатив (на базе текстов № ПО, 111).

Со следующей темы акцент смещается на употребление в словосочетании и предложении личных форм глаголов и правописание их личных окончаний. Так как личные формы есть результат изменения глаголов по лицам (спряжения), а правописание личных окончаний зависит от принадлежности глаголов к определенному спряжению, то естественен шаг к углублению сведений о личных формах в теме «Спряжение глаголов 1-го и 2-го спряжения» (2 ч.). Разграничение изменений глаголов по лицам на два спряжения обусловлено наличием двух вариантов личных окончаний: с гласной -е (1-е спряжение) и гласной -и (2-е спряжение). Этот вывод ученики должны сделать в результате анализа таблицы (№ 113). Тот факт, что в таблице приведены примеры глагольных форм с ударными и безударными окончаниями, не случаен. Наблюдение должно привести к выводу: у глаголов каждого спряжения ударные и безударные окончания одинаковы.

Далее предлагаются упражнения в определении типа спряжения глаголов настоящего времени в разных личных формах по ударным и готовым безударным окончаниям. Обращается внимание на общее и различие в окончаниях 1-го лица, затем 2-го лица единственного числа глаголов обоих спряжений. Попутно проводится работа по освоению норм употребления глаголов класть и положить (с. 62), победить (одержу победу, с. 79), по наблюдению над смыслоразличительной ролью ударения в глаголах сто?ит и стои?т (с.69).

На втором уроке по теме организуется аналогичное наблюдение над личными формами и окончаниями глаголов будущего времени. Следует обратить внимание детей на особенность спряжения глаголов будущего времени в сложной форме – спрягается только вспомогательный глагол быть по 1-му спряжению. Попутно нужно позаботиться об обогащении словарного запаса четвероклассников эмоционально-оценочной лексикой – глаголами восторгаться, восхищаться, благодарить, величать, возвеличивать (№ 123). Развитию познавательного интереса к слову будет способствовать раскрытие истоков слов великий, великан, величина, величие, увеличить и др. (с. 65, этимологический словарик с. 132).

Упражнения в образовании личных форм глаголов настоящего и будущего времени цементируется ознакомлением с орфограммой – употреблением мягкого знака после шипящего в окончании глаголов 2 лица единственного числа (№ 126–133).

Знание об указанной выше орфограмме уместно включить в общее знание об употреблении мягкого знака после шипящих на конце любых глагольных форм, а именно:

1) на конце неопределенной формы – стеречь, стричься;

2) на конце «повелительной» формы – отрежь, отрежьте;

3) на конце формы 2-го лица единственного числа — одеваешь, одеваешься. Для удобства и быстроты применения правил в ходе письма в качестве общего опознавательного признака орфограмм следует указать отнесенность к глаголу. Установка может быть такой: если слово, оканчивающееся на шипящий, является глаголом, всегда пиши после шипящего мягкий знак. Мягкий знак следует сохранять и перед -ся. Не случайно тема называется «Мягкий знак после шипящих в глаголах».

В целях систематизации случаев употребления мягкого знака для обозначения какой-либо грамматической формы рекомендуется выполнить ряд упражнений, в которых представлен языковой материал не только по указанным выше формам глагола, но и по начальной форме существительных женского рода (рожь, тишь – № 139–144). Основной метод – решение орфографических задач при осложнённом списывании предложений, текстов.

Попутно следует организовать наблюдение над наличием в русском языке слов, относящихся к высокому, нейтральному стилям, просторечных (№ 128, 129) и даже сленговых (устно). Стимулировать употребление в речи пословиц и фразеологизмов из упражнений № 132, 133, 138, 139, 143.

Следующей изучается тема «Правописание безударных личных окончаний глагола» (8 ч.). Система упражнений подобрана в определенной логике.

Сначала нужно вспомнить, что личные окончания глаголов различаются гласными в зависимости от варианта спряжения (1 или 2), что ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Принять к сведению совет Ключика (с.73): если по окончанию можно определить вариант спряжения глагола, значит, по спряжению можно выбрать гласную в безударное личное окончание глагола. Далее поупражнять в выборе гласных е или и в безударное личное окончание глагола на основе знания, какого спряжения этот глагол (№ 147, 148).

А если спряжение неизвестно, как действовать? Естествен ответ: нужно научиться самостоятельно определять тип спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Поэтому следующие шаги (№ 149–154) – определение спряжения по неопределенной (начальной) форме глагола (оканчивается на -ить – 2-е спряжение, на другие гласные -ать, -еть, -оть, -уть, -ыть и др. – 1-е спряжение) и вставка соответствующих гласных в безударных окончания глаголов. Для формирования умений решать новую орфографическую задачу предусмотрен дидактический языковой материал сначала в виде отдельных глагольных форм, затем в виде словосочетаний, предложений, пословиц, текстов. Задания осложняются поиском нескольких орфограмм (№ 154, 155), употреблением в речи пословиц (№ 155–157) и др.

Учитывая, что при применении нового правила ученик может столкнуться с рядом ложных аналогий, даны несколько упражнений по предупреждению подобных трудностей. Так, при поиске спряжения глагола нужно учитывать, что его начальная форма должна отвечать на однотипный вопрос (что делаешь? – что делать? или что сделаешь? – что сделать?), то есть относиться к одному виду – совершенному или несовершенному. На это обращается внимание в № 151 на примере глаголов реша...шь – решаИшь, потому что решИть (на —ить). Бывают случаи, когда учитель предлагает образовать какие-либо формы лица глагола от его неопределенной формы, не учитывая обстоятельства, что признаки спряжения глагола по неопределенной форме и личному окончанию могут быть противоположными (стоять – на -ять, но стоишь – 2-е спр.). Не следует начинать определять спряжение с неопределенной формы глагола, имеющего ударные личные окончания. К этому факту можно привлечь внимание детей при анализе рассуждений воображаемых учеников по поводу выбора гласной в окончания глаголов сто...шь, высто...шь (№ 174), услыш...шь (№ 175). Как дополнение к известным приемам проверки познакомить детей с советом Ключика (с. 81): в приставочных глаголах с безударными окончаниями следует сначала употребить глагол без приставки и по ударному окончанию определить безударное (высто...шь – стоишь – выстоишь). Целесообразно как вариатив познакомить учащихся с перечнем глаголов-исключений (с. 82, слышать, услышать), которые изменяются по 2-му спряжению.

Можно предложить «рифмовку» из глаголов для лучшего их запоминания:

Гнать, дышать, держать, зависеть,
Слышать, видеть и смотреть,
И терпеть, и ненавидеть,
И обидеть, и вертеть.

Следует побуждать учеников использовать табличку с глаголами-исключениями или «рифмовку» для наведения справок в случае употребления личных форм глаголов в собственных письменных высказываниях.

Также как вариатив уместно в интересах речи познакомить четвероклассников с личными формами разноспрягаемого глагола хотеть (№ 186–188, 194). Слишком частотен в речи недочет, связанный с употреблением неправильных форм – хотит, хочем, хочут, а «чувство формы» у человека развивается с ранних лет.

При изучении спряжения глаголов попутно проводится наблюдение над: 1) написанием в 3-м лице глагола – тся в отличие от —ться в неопределенной форме (с. 77); 2) чередованием согласных ч//к, ч//г//ж при образовании форм глаголов (с. 88), 3) «сокращением», беглостью суффикса – ова при образовании глагольных форм (с. 78). Это также будет способствовать развитию «чувства формы» у носителей русского языка.

Традиционно в процессе изучения темы следует обогащать словарный состав, развивать «чувство» слова и формы, расширять грамматический строй речи школьников, способствовать употреблению в речи пословиц и фразеологизмов, что сделает речь четвероклассников богаче и выразительнее.

В конце изучения подтемы о спряжении глаголов проводятся проверочные работы (см. рубрику «Проверочные работы», с. 93). Как обычно, их проведение связано с проверкой уровня овладения видами письма: безошибочного списывания с образца, письма по памяти, письма под диктовку. Для письма под диктовку текста, воспринимаемого на слух, примерный текст дан в приложении. По обыкновению проверочные работы рассредотачиваются по мере изучения той или иной темы раздела, регулируются указаниями в примерном планировании тем и уроков. Работы творческого характера целесообразно предлагать в конце изучения всего раздела.

Напомним, что тема «Формы изменения и правописание глаголов» изучается в рамках ознакомления с выражением сказуемого личными формами глаголов настоящего и будущего времени. Поэтому логично весь раздел завершить обобщением сведений о выражении сказуемого формами разных наклонений (термины не даются). Точнее, обобщается материал о выражении сказуемого глаголами изъявительного наклонения (формами времени глагола) в теме «Выражение сказуемого разными формами времени глагола» (№ 195–200). Глаголы именно этого наклонения помогают в предложении «сказывать» о реальных действиях субъекта, протекаемых во времени.

Линия наблюдения над выражением главного члена глаголами повелительного и условного (сослагательного) наклонений только намечена, дается пропедевтически в теме «Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях» (№ 201–208). Такие наблюдения учащихся важны для выражения ими волеизъявлений, чувств, фантазий, желаний. В ходе наблюдения над побудительными предложениями следует обратить внимание на частое употребление в них слов-обращений, отрицательной частицы не, нередкое отсутствие подлежащего. Некоторые «вежливые» слова по своей природе тоже являются побудительными предложениями, состоящими из сказуемых – «повелительных» форм глаголов (здравствуйте, будьте здоровы, прощайте).

Полезно показать детям, как с помощью особой глагольной формы, состоящей из глагола прошедшего времени и частицы бы, можно выразить свои желания, мечты, фантазии. Следует обратить внимание на возможность разного местоположения частицы бы (№ 207).

Потребность в использовании побудительных и «условных» предложений в детской речи достаточно велика: так как детям часто приходится обращаться с просьбами, воспринимать задания учителя и авторов учебников, высказывать свои желания, мечты, фантазии. Поэтому наблюдения над средствами выражения в них сказуемых имеют речевую направленность.

Своеобразным итогом всего раздела послужат упражнения:

– по анализу предложений разных структур, даже таких как в № 208: с обращениями, вежливыми словами, которые членами предложения не являются;

– по конструированию предложений, их главных членов при проведении творческих работ (см. в рубрике «Мастерская слова», с. 96–97).

В «Мастерской слова» предлагаются работы по воспроизведению содержания текста методом свободного диктанта (№ 1), по восстановлению последовательности частей текста повествовательного характера (о встрече охотника с медведицей) – № 3, по составлению собственного рассказа на основе личных впечатлений (№ 4). И при выполнении каждого вида работы будут востребованы знания и умения учащихся по выражению разными средствами главных членов предложений, особенно сказуемых разными глагольными формами. Ведь «движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе» (А. Толстой) Поработать со смыслом этого высказывания (№ 5) нужно до выполнения творческих заданий.

Категория: ОБУЧЕНИЕ 4-М КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" Л. Я. ЖЕЛТОВСКОЙ | Добавил: admin | Теги: Русский язык в начальной школе, для учителя, развивающее обучение, родной язык, уроки русского языка, методика преподавания русского язык
Просмотров: 2590 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ


ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ


ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ


ПРОБА ПЕРА


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ





Презентации к урокам
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты


  • Copyright MyCorp © 2019 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0