1. Слежение глазами и пальчиком по прописному тексту книги вслед за чтением учителем.
«Печатание» – копирование на кальку
«печатными» буквами коротких актуальных текстов типа анекдотов,
юморесок, занимательных задач и загадок, модных песен, частушек,
пословиц и поговорок, набранных курсивом.
Списывание «печатными» буквами коротких
актуальных текстов типа анекдотов, юморесок, занимательных задач и
загадок, модных песен, частушек, пословиц и поговорок, набранных
курсивом.
2. Автоматизация умения следовать пальчиком по прописному тексту за звуковым ориентиром с темпом до 60 слов в минуту.
Копирование актуальных текстов на кальку по графическому ориентиру.
Используются прописные тексты без соединений между буквами и со знаками (точка и стрелка), обозначающими начало и направление движения в трудных соединениях.
3. Чтение со звуковым ориентиром прописных текстов одними глазами
(перестают держать пальчик) с темпом до 60 слов в минуту. Кто еще
нуждается в тренере-руке, продолжают работать со слежением пальчиком.
Письмо по кальке по графическому ориентиру актуальных текстов. Используются прописные тексты с выделенными цветом соединениями.
Документирование (запись на магнитофоне) детских выступлений на уроках устного слова и природоведения. Тиражирование записей с тем, чтобы они стали «обиходной мелочью школьного быта».
4. Чтение вслух со звуковым ориентиром любимых детьми текстов с темпом до 60 слов в минуту.
Письмо (копирование) по кальке с графическим ориентиром – прописных текстов.
Коррекция качества устных выступлений. По магнитофонной записи с урока оценить (проранжировать) все выступления, кроме своего, по трем критериям: содержательность, артистичность, культура речи.
5. Списывание прописных текстов – письмо с графическим или орфографическим ориентиром (письмо со зрительной опорой, списывание прописных или печатных текстов).
Подготовка рефератов для устных выступлений посредством выделения (подчеркивания) наиболее значительных мест для зачитывания.
Поощрение в устных выступлениях элементов авторской передачи материалов: интонации, выражение собственного отношения к информации, использование личного опыта.
6. Письмо с орфографическим ориентиром – списывание актуальных печатных текстов.
Реферирование материалов – подготовка выступлений и докладов для уроков устного слова и природоведения. Поощряются быстрые способы компилирования материала: применение наряду с выписками вырезок, закладок в нужных местах первоисточника и т. п. То есть не письмо ради письма, а письмо
в контексте деятельности с завершенной мотивационной основой
деятельности, имеющей социально или лично значимый продукт не в виде
гипотетического будущего умения писать, а в виде конкретного текста –
подбора материалов, который непременно будет востребован другими или
самим ребенком.
7. Диктанты со зрительной опорой – письмо со звуковым, графическим или орфографическим ориентиром (прописной или печатный текст)
Дети пишут под диктовку магнитофона с темпом 60 слов в минуту, имея текст перед глазами.
Фактографическое, выборочное конспектирование на уроках устного слова.
Отслеживание и поощрение устных сочинений, когда вместо реферата начинают появляться сюжетно и эмоционально сформированные выступления с выраженной авторской позицией.
8. Диктанты со зрительной опорой с темпом 60–80 слов в минуту.
Дети пишут под диктовку магнитофона, все меньше нуждаясь в зрительном графическом или орфографическом ориентире. Далее темп чтения вырастает до 100 слов в минуту, отставание в письме естественное, но темп чтения тянет за собой темп письма, а успешность деятельности обеспечивается зрительной опорой.
Максимально подробное конспектирование на уроках устного слова (до конца начальной школы).
9. Устойчивое освоение письма под диктовку с темпом до 80 слов в минуту – основа для перехода на этап изложения со зрительной опорой. «Напиши короче и красивее».
Подготовка развёрнутых рефератов на актуальные темы по материалам, предоставляемым учителем.
10. Подготовка развёрнутых планов и написание по ним изложений по произведениям, увиденным или услышанным один раз.
Самостоятельный подбор материалов и подготовка на их основе развернутых рефератов на темы, предлагаемые учителем.
11. Написание изложений и сочинений по читаемым произведениям со значительной степенью авторства ребенка – выражением впечатлений, суждений, позиции, стиля и других аспектов письменной деятельности.
Разработка учителем и учеником индивидуальных самообразовательных циклов, ориентированных на специализацию ребенка в определенной области знаний. Самостоятельная подготовка рефератов и выступлений в сфере своей специализации.
Формирование и развитие индивидуальных информационных пространств.
12. Авторское письмо. Работа над стилистикой и выразительностью письменной речи.
Сочинение рассказов, написание очерков и статей, исследовательских отчетов и т. п.
Совершенствование качества устных выступлений.
Организуется как «закадровая» работа через аналитическую оценку выступлений друг друга по критериям, предложенным учителем (содержательность, убедительность, артистичность и т. д.), на основе магнитофонных записей. |