Каждому учителю помогут перечисленные ниже критерии
оценивания эффективности каждого урока в отдельности:
1. Цель урока: названа, соответствует требованиям
программы, четко сформулирована.
2. Тип урока: соответствует цели.
3. Содержание учебного материала: соответствует цели,
повышенного уровня трудности.
4. Методы объяснения: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский — соответствуют
содержанию и цели — эффективно обеспечивают усвоение.
5. Формы организации познавательной деятельности:
соответствуют уровню возрастных особенностей учащихся.
6. Уровень познавательной активности учащихся: наличие
интереса, активность восприятия, уровень знаний, умений, навыков.
7. Оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной
и творческой деятельности учащихся (перенос знаний в новую ситуацию).
8. Мотивация и стимулирование: поощрение, создание
ситуаций успеха, создание ярких образных представлений, стимулирующее оценивание
учебной деятельности учащихся. Свободный выбор заданий, опора на жизненный
опыт, создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий.
9. Самостоятельная работа: при изучении нового материала,
при закреплении; она заняла до 10 (15) (20) мин, задание репродуктивного/конструктивного,
творческого характера.
10. Время урока использовано рационально и эффективно,
темп урока оптимальный.
11. Целесообразность использования учебного оборудования:
классной доски, таблиц, схем, картин, видеоматериалов, ТСО.
12. Формирование общеучебных умений и навыков: работа с
учебником, составление простого и сложного плана, умение пересказывать по плану,
умение работать в паре, навыки самоконтроля.
13. Уровень проверки и оценки знаний: большой охват
опрошенных, задания практического характера, разнообразие форм контроля.
14. Психологический микроклимат: организация
содержательной интересной работы, учитель избегает морализирования, влияет
методом убеждения, оценивая деятельность, не оценивает личность ученика.
15. Домашнее задание: недифференцированное, задания по
выбору, объем оптимальный (не оптимальный), с инструктажем о выполнении (без
инструктажа), в рамках урока (после звонка).
16. Реализация образовательных задач урока.
17. Развивающее действие урока: формирование творческого
мышления, самостоятельная поисковая деятельность, формирование компонентов
мышления (сравнение, систематизация, анализ, синтез).
18. Реализация воспитательных задач:
• учитель осознает воспитательный потенциал урока и
реализует его;
• запланировал конкретные цели и реализовал;
• оценка знаний — воспитывающий фактор;
• общение на уроке доброжелательное и демократичное;
• формирование личностного отношения к знаниям;
• доминирует положительное, нравственное, эмоциональное
состояние;
• оснащение и оборудование способствует воспитанию
эстетической культуры. |