Отбор содержания курса четвертого года обучения,
принципов и методов его изучения обусловлен, как и в предыдущих классах,
целями и задачами начального курса русского языка и подходами к его
изучению.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников,
способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,
правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и
«чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного
языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка,
овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной
формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного
отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к
русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства
ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Изучение языковых средств по-прежнему строится с позиций основных методических подходов – коммуникативно-ориентированного
на деятельностной основе и культурологического и принципов
системно-функционального, коммуникативно-частотного,
этико-эстетического, изучения единиц языка во взаимосвязи всех их сторон.
В программе данного класса также вычленяется два больших раздела, отражающих речевое и языковое содержание курса: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Язык рассматривается как средство общения, речь – как способ общения.
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших
коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать,
понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий,
вопросов, правил, определений и т. п.), отвечать на вопросы, вступать в
диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же
разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение»
начинает программу. На это ориентирует и построение федерального
компонента содержания начального курса русского языка в Госстандарте. В
разделе дается указание как на ознакомление с речеведческими сведениями,
так и на овладение коммуникативно-речевыми умениями, связанными с
умениями понимать мысль при восприятии чужой речи (слушании, чтении) и
передавать смысл в собственной речи (говорении, письме).
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений
зависит от круга освоения сведений о правилах, закономерностях
построения речи, использования языковых средств. Изучение системы языка,
его языковых средств остается важнейшим направлением в начальном курсе
русского языка, так как именно овладение богатством средств языка
является базой и условием развития речи детей. Это подчёркивается в
разделе: «Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений».
Напоминаем, что курс русского языка разрабатывается как
начальный этап единого систематического курса. Выстраивание стержневых
линий ведется по концентрическому (спиралевидному) принципу: от общего
взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их
анализу.
Так, основное средство языка – слово – в 1 классе рассматривается в основном со стороны его строения – звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны формы и значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых
частей (корня, приставки, суффикса, окончания), также рассматривается с
позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое
значение слова. На этой основе (фонетической, морфемной, лексической и
морфологической) изучаются правила обозначения звуков на письме, вопросы
правописания слов. В 3, 4 классах слово изучается
как часть речи с позиций его функции (роли) в словосочетании,
предложении и тексте, сначала как строительный материал их главных
структурных частей, затем – как второстепенных.
Отбор сведений о лексических, фонетических,
грамматических средствах языка соответствует требованиям «обязательного
минимума» Госстандарта. Так, в курсе 4 класса в основном
завершается формирование понятия о частях речи, а именно дается материал
о склонении имен существительных, имен прилагательных, местоимений,
спряжении глаголов и на их основе изучается правописание окончаний. В
свою очередь на основе изучения форм частей речи конкретизируется
языковая и речевая семантика предложений, текстов, глубже дается
представление об их структуре. Дается общее понятие о предложениях с
однородными членами и постановке знаков препинания при них. Внимание
детей акцентируется на взаимосвязи интонационного и пунктуационного
выделения слов, фраз, важных, значимых по смыслу.
Путь изучения всех языковых средств – от значения к
форме, далее – к назначению (функции) в речи наиболее эффективный для их
осознанного отбора детьми для решения речевых задач.
Одной из сквозных линий курса является изучение норм:
произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных
(орфографических, пунктуационных), словообразовательных,
словоупотребительных, этикетных, принятых среди носителей языка.
Организуется наблюдение над ролью изобразительно-выразительных средств
русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного
значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок,
синтаксических синонимов выражения сравнительных и других отношений).
Весь курс в целом предоставляет возможность учителю
изучить русский язык так, чтобы знания по системе языка, его грамматике и
правописанию можно было использовать в практической деятельности, то
есть владеть нормами языка, речевого этикета, понимать и строить
высказывания, общаться устно и письменно.
Усилен воспитательный потенциал начального курса
русского языка. В программу введены специальные разделы и темы
мировоззренченского характера о даре слова, о языковых средствах
отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества, о
необходимости сохранения богатства языка своего народа.
Содержание учебного материала дифференцируется на
инвариантный и вариативный (в программе вариативный материал дается
курсивом, в учебниках – маркировкой).
Программа обеспечивается учебником «Русский язык», 4
класс, части 1 и 2 (автор – Л.Я Желтовская), тетрадями к учебнику на
печатной основе (авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина), методическими
рекомендациями по работе с учебником (автор – Л.Я. Желтовская). |