Проблема трудностей обучения в начальной школе одна из
самых сложных. Опытный педагог может оказать помощь в преодолении трудностей,
возникающих у младших школьников в учебной деятельности, зная конкретные
психологические причины этих трудностей и строить развивающую работу на этой
основе. Важно, чтобы помощь, оказываемая учащемуся, испытывающему трудности в
обучении, была целенаправленной и систематической.
Рассмотрим взаимосвязь типичных трудностей в обучении
младших школьников и уровня развития их познавательных процессов.
1.В письменных работах пропускает буквы.
Причины:
• низкий уровень развития фонематического слуха;
• слабая концентрация внимания;
• низкий уровень развития наглядно-действенного мышления
(показатель — управление мелкой моторикой руки);
• несформированность приемов самоконтроля;
• индивидуальные типологические особенности личности.
2. Неразвитость орфографической зоркости.
Причины:
• низкий уровень развития произвольности;
• несформированность приемов учебной деятельности
(самоконтроля, умения действовать по правилу);
• низкий уровень объема распределения внимания;
• низкий уровень развития кратковременной зрительной
памяти;
• слабое развитие фонематического слуха;
• низкий уровень развития наглядно-действенного
мышления.
3. Испытывает трудности при чтении.
Причины:
• плохо развита артикуляция;
• низкий уровень восприятия;
• низкий уровень развития кратковременной памяти;
• низкий уровень переключения внимания;
• низкий уровень развития речи;
• низкий уровень развития наглядно-действенного
мышления;
• низкий уровень развития общего интеллекта;
• низкий уровень развития произвольности.
4. Невнимателен и рассеян.
Причины:
• низкий уровень развития произвольности;
• низкий уровень объема внимания;
• низкий уровень концентрации и переключения внимания;
• преобладающая мотивация учения — игровая (1-е классы),
низкий уровень мотивации (2-е классы).
5. Испытывает трудности при решении математических
задач.
Причины:
• низкий уровень развития общего интеллекта;
• низкий уровень понимания логико-грамматических
конструкций;
• несформированность умения ориентироваться на систему
признаков;
• низкий уровень развития образного мышления.
6. Испытывает затруднения при пересказывании текста.
Причины:
• несформированность умения планировать свои действия;
• слабое развитие логического запоминания;
• низкий уровень речевого развития;
• низкий уровень развития образного мышления;
• низкий уровень развития логических операций (анализа,
обобщения, систематизации);
• заниженная самооценка.
7. Неусидчив.
Причины:
• низкий уровень развития произвольности;
• индивидуально-типологические особенности.
8. Трудно понимает объяснение с первого раза.
Причины:
• несформированность приемов учебной деятельности;
• слабая концентрация внимания;
• низкий уровень развития восприятия;
• низкий уровень развития произвольности;
• низкий уровень развития общего интеллекта.
9. Постоянная грязь в тетради.
Причины:
• низкий уровень развития наглядно-действенного
мышления;
• несформированность приемов учебной деятельности;
• недостаточный объем внимания;
• низкий уровень развития кратковременной памяти.
10. Плохое знание таблицы сложения (умножения).
Причины:
• низкий уровень развития памяти (кратковременной,
долговременной);
• низкий уровень развития общего интеллекта;
• низкий уровень развития произвольности;
• слабая концентрация внимания;
• несформированность приемов учебной деятельности.
11. Плохо списывает с доски, с текста.
Причины:
• несформированность предпосылок учебной деятельности;
• низкий уровень развития произвольности;
• низкий уровень переключения внимания;
• низкий уровень развития кратковременной памяти. |