Какой предмет в курсе начальной школы
вы бы назвали главным? Мне думается, что все в
один голос объявят: "Они все главные!" И
будут правы. Математика учит осмысливать
окружающий мир количественно; задача русского
языка – в том, чтобы научить ребенка
пользоваться родным языком для передачи любой
письменной информации грамотно с точки зрения
орфографической и речевой культуры; на уроках
естествознания дети должны осознать себя частью
огромного и удивительно разнообразного в своих
проявлениях мира природы, полюбить его и
научиться уважать; ну а тот, кто не научился бегло
читать в начальной школе, вряд ли может
рассчитывать на большие успехи в средней школе.
Итак, предметы всякие нужны, предметы всякие
важны! Однако в качестве контроля за знаниями и
умениями учащихся по математике и русскому языку
регулярно проводятся самостоятельные и
контрольные работы, дети пишут диктанты,
изложения, сочинения. Что до чтения, то тут все
ограничивается проверкой техники, которая
осуществляется раз в четверть. Сам по себе этот
критерий, несомненно, является главным
показателем сформированности навыка чтения, но
стоит ли им только и ограничиваться? Разве нельзя
построить уроки по литературному чтению так,
чтобы дети отчетливо представляли себе цель
своих занятий: усвоить определенный запас
знаний, которые они смогут потом показать в ходе
проверочной работы. В таком случае встает вопрос:
а что можно считать знаниями в литературном
чтении для начальной школы?
В программе по чтению и начальному
литературному образованию для 1–4-х классов
общеобразовательной школы, составленной Р.Н.
Бунеевым и Е.В. Бунеевой, говорится о том, что
главной целью уроков в начальной школе является
формирование грамотного читателя, т.е. "такого
человека, у которого есть стойкая привычка к
чтению, сформирована душевная и духовная
потребность в нем как средстве познания мира и
самопознания. Это человек, владеющий как
техникой чтения, так и приемами понимания
прочитанного". Достижение этой цели
предполагает решение нескольких задач, среди
которых:
1) введение детей через литературу в
мир человеческих отношений, нравственных
ценностей;
2) приобщение детей к литературе как искусству
слова, к пониманию того, что делает литературу
художественной, – через введение элементов
литературоведческого анализа текстов и
практическое ознакомление с отдельными
теоретико-литературными понятиями;
3) развитие устной и письменной речи (в том
числе значительное обогащение словаря), развитие
творческих способностей детей.
В методическом пособии "Литература
как предмет эстетического цикла",
разработанного Г.Н. Кудиной и
З.Н. Новлянской, говорится о необходимости для
учеников решить две основные задачи: "Первая
задача – понять произведение так, как понимал
его сам автор, увидеть нарисованную условную
картину мира "глазами автора". Вторая задача
– выработать свою точку зрения в процессе
диалога с автором".
Как видно, авторы этих программ ставят
общие цели и решают сходные задачи. В результате
выпускники начальной школы должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по
содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать
художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях
произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно
стихотворения и отрывки прозы.
Для того чтобы ученики смогли
приобрести все эти навыки, мне кажется
необходимым ввести контроль за их формированием.
Те несколько контрольных работ, которые я
предлагаю на ваше рассмотрение, с одной стороны,
позволяют более целенаправленно проводить уроки
литературного чтения, а с другой – активизируют
читательскую позицию детей. Ведь теперь,
самостоятельно составляя план прочитанного
произведения, давая оценку поступкам героев,
выделяя главные качества их характера, обогащая
свой язык новыми словами и понятиями, запоминая
эпитеты и метафоры, они по-новому вдумчиво
относятся к каждому уроку, зная, что в итоге их
ждет контрольная работа. Проверочные и
контрольные работы носят различный характер.
Некоторые из них выполняются после того, как в
течение нескольких уроков велась работа по
анализу какого-то крупного, значительного
произведения. В другом случае это обобщающая
работа по сравнению нескольких произведений
одного и того же писателя (по произведениям А.П.
Чехова, К.Г. Паустовского, Д.Н. Мамина-Сибиряка,
А.И. Куприна). Контрольные работы по
литературному чтению целесообразно проводить и
за полугодие, и за год, чтобы в процессе
подготовки к ним дети могли систематизировать
полученные знания.
Творческие работы, такие, как
сочинения "Братья наши меньшие",
"Осень", "Волшебница зима", являются
результатом совместных поисков, анализа
творчества писателей и поэтов, композиторов,
художников, глубокого сопереживания миру
творческих исканий этих авторов, после чего
школьники учатся выражать свое отношение к миру
природы и людей.
Думается, что не стоит объяснять,
почему я выбираю те или иные виды заданий. Для
опытного учителя ясно, что те знания, которые
ученики должны показать в ходе работы, тесно
связаны с умениями, необходимыми выпускнику
начальной школы.
Хочу добавить, что не считаю
проверочные и контрольные работы самоцелью. Нет,
естественно, это лишь один из способов вызвать
большую заинтересованность учеников и одно из
средств контроля за осознанным чтением.
Контрольная работа по теме
"Рассказы и сказки К.Г. Паустовского" для
2-го класса
1. Напиши подробный план сказки
"Квакша".
2. Вспомни главных героев рассказов "Барсучий
нос", "Заячьи лапы", сказки "Квакша".
Напиши, какой у каждого из них характер.
3. Напиши, в чем, по-твоему, заключается идея
каждого из этих произведений. Что ты понял, чему
научили тебя эти рассказы и сказка?
4. Напиши, какое из произведений тебе понравилось
больше всего, объясни почему.
Контрольная работа по теме
"Рассказы А.П. Чехова"для 2-го класса
1. Вспомни главных героев рассказа
"Белолобый", опиши их характер. За кого ты
больше переживал?
2. Кто из мальчиков в рассказе "Мальчики"
понравился тебе больше, а кто – меньше? Объясни
почему.
3. Опиши качества характера главных героев –
животных в рассказе "Каштанка". Напиши, в чем
главная идея этого рассказа.
4. Можно ли сказать, что А.П. Чехов очеловечивает
своих героев-животных? Если да, то докажи это
несколькими примерами из текста.
Контрольная работа по теме "Стихи
Н.А. Некрасова"для 2-го класса
1. В чем особенность каждого из трех
произведений Н.А. Некрасова:
"Генерал Топтыгин";
"Мороз, Красный нос";
"Дедушка Мазай и зайцы"?
2. Опиши черты характера деда Мазая и
Мороза, доказывая эти качества примерами из
текста.
3. Закончи следующие строки из
стихотворений:
а) "Нагоняет ямщичок..."; б
) "Ладит вывернуть кольцо,
Вот и встала тройка..."; в
) "И яркое солнце играет..."; г
) "Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под..."; д
) "Где шумные быстрые воды
Недавно свободно текли,
Сегодня прошли пешеходы..."; е
) "Уж под ними осталось...".
4. Вспомни, в каких еще сказках тебе
встречался Мороз? |