(1829; не завершен; при жизни поэта не публ.; вперв., с пропусками, опубл. — 1857) ВЛАДИМИР ВЛАДИМИР
— не родовитый, но богатый столичный дворянин; он отправляется вслед за
бедной, но принадлежащей к древней фамилии возлюбленной Лизой в
деревню. Из переписки со столичным другом становится известно, что
некогда Владимир принадлежал к поколению «серьезных» молодых людей,
которые являлись в 1818 г. на бал, «не снимая шпаг» (т. е. к
декабристскому поколению). Но принадлежал именно к поколению, а не к
тайным обществам. Теперь, в 1829 г., остепенившись и душевно возмужав,
он склоняется к мысли, что звание помещика есть своего рода служба, что
«патриаршеская» жизнь может — и должна — быть не просто отдохновением от
столичных трудов, но областью дворянского труда. «Картина мира» как бы
переворачивается: «Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш
кабинет». Постепенно Владимир превращается в рупор пушкинских идей; не
будучи аристократом, он не может без прискорбия видеть «уничижения…
исторических родов»; он по-новому, не по-декабристски, серьезен. Что,
впрочем, не мешает ему быть веселым ухажером: кроме Лизы есть у
Владимира «для развлечения Машенька», уездная барышня, с которой он
легко и полунасмешливо флиртует. Этот флирт сулит обострение любовной
интриги, но незавершенный пушкинский роман внезапно обрывается. В
образе Владимира намечен тип рефлексирующего русского помещика, который
будет развит Н. В. Гоголем (Костанжогло во 2-й части «Мертвых душ»), Л.
Н. Толстым (Константин Левин в «Анне Карениной»). ЛИЗА ЛИЗА
— героиня незавершенного романа, бедная, но родовитая дворянка, которая
после смерти отца воспитывалась в чужой семье. Внезапно уезжает из
Петербурга в деревню, к бабушке; из ее переписки с подругой Сашей
читатель узнает истинную причину: бегство от любви. Причина проста: он,
внук «бородатого милльонщика», т. е. не потомственный дворянин,
благодаря своему богатству находится на положении аристократа; она,
представительница старинной фамилии, не имеет ни копейки и,
следовательно, «смиренная демократка». Внезапный приезд Владимира,
влюбленного в Лизу, в соседнее имение должен изменить ситуацию;
присутствие соседки Машеньки намекает на возможность любовной интриги;
тут сюжет обрывается. Но
сама традиционная форма, избранная Пушкиным, предполагает смещение
читательского интереса с внешней канвы событий на «интеллектуальный
облик» героев. Очерчен круг чтения Лизы («скучнейший» роман Ричардсона
«Кларисса Гарлов»; «Адольф» Б. Констана, в котором героиня
противопоставляет коварного Ловласа добродетельному герою; новейшие
сочинения самого Пушкина, Вяземского и даже полемические статьи Н. И.
Надеждина против Пушкина, вызывающие у Лизы возмущение). Это не только
говорит о ее умственной развитости, но и дает «литературный ключ» к
сердцу героини. Лиза, подобно уездной барышне, в которую она начинает
«играть», смотрит на жизнь сквозь призму сюжетов прочитанных книг; она
волей или неволей примеряет на себя «романные» маски. И недаром Пушкин
повторяет в «Романе в письмах» сюжетный ход, уже опробованный в «Евгении
Онегине». Как Татьяна Ларина, входя в онегинский кабинет, по книжным
корешкам «реконструирует» внутренний мир избранника своего сердца, так
Лиза, до приезда Владимира, читает романы из домашней библиотеки
«семейства ***», чьей «близкой родней» оказался Владимир; по книгам,
читанным им в юности, по отметкам на полях, «бледно писанных
карандашом», она судит о его взглядах, мыслях, чувствах, о его душе. Однако
большинство литературных параллелей лишь намечены; так, стоило Лизе
иронически назвать Владимира «мой рыцарь», как Саша подхватывает
сравнение и насмешливо уподобляет его поездку за невестой (в 500 верст
из Петербурга) с поездкой рыцаря «на три года сражаться в Палестину» для
того, чтобы в конце концов «увидеться со владычицею своего сердца».
Возможно, Лизе предстояло примерить и маску героини рыцарского романа.
Точно так же остались без развития и важные для понимания женских
образов у Пушкина слова Лизы о том, что мужчины меняются от века в век, а
женщины остаются в сущности своей неизменными. Новый тип
«рассудительной», рефлексирующей героини Пушкин попытается развить в
незавершенном романе «Рославлев». |