(1830, опубл. — 1831) БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ
— вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина (ср.
незавершенную пушкинскую «Историю села Горюхина», также приписанную
Белкину; в ней Белкин сравнивает себя со знаменитым французским
историком аббатом Милотом), рожденный в 1798 г. от «честных и
благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским
дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в
пехотном егерском полку; не пивший; имевший необычайную слабость к
женскому полу, но обладавший стыдливостью «истинно девической»; осенью
1828 г., до «публикации» повестей, умерший от простудной лихорадки.
Белкин именно персонаж; его образ создан с помощью традиционного набора
литературных приемов: «биографию» Белкина читатель узнает из письма
«одного почтенного мужа», ненарадовского помещика, к которому «издателя»
отсылает Марья Алексеевна Трафилина, ближайшая родственница и
наследница покойного; к нему относится эпиграф, предпосланный всему
циклу и указывающий на «идеальный» прообраз Белкина — Митрофанушку из
комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Такой
простодушный автор-герой призван прежде всего встать на границе между
вымышленным, литературным миром — и «бедным» миром русской провинции,
соединив их собою. Так или иначе все повести цикла строятся на одном и
том же приеме: герой придумывает сценарий своей жизни, опираясь на
красивую, условную «романтическую» традицию, — а жизнь навязывает ему
свой сюжет, гораздо более «романический», литературный и невероятный.
Или не навязывает — и выталкивает героя в область смерти. Если бы такое
построение принадлежало непосредственно Пушкину — это выглядело бы
очередной игрой «в литературу», выдумкой. Но автор повестей — Белкин. Он
почти сверстник самого Пушкина и тоже в некотором роде сочинитель;
однако это — усредненный Пушкин. Белкин даже росту и то «среднего»; его
портрет — подчеркнуто общерусский (серые глаза, русые волосы, нос
прямой, лицом бел и худощав); полное отсутствие индивидуальных черт.
Белкин неспособен ничего выдумать (все повести, приписанные ему, суть
пересказы историй, слышанных им от «разных особ»; даже названия деревень
— и те не вымышлены, а позаимствованы из окружающей реальности). А
значит, и развязки его повестей — не «литературны», а «бытийственны». Впрочем,
когда читатель дочитывает цикл до конца и возвращается мыслью к Ивану
Петровичу, то вдруг понимает, что и сам Белкин построил свою жизнь
«романически», как бы вопреки бедности и убогости провинциального
уклада. Но ему судьба не предложила свою счастливую развязку жизненного
сюжета; мягким юмором окрашены последние фразы из письма «одного
почтенного мужа» — рукописи Белкина после его безвременной кончины
ключница пустила на оклейку и хозяйственные нужды. И это вносит в общую
мелодию «повестей» необходимую для ее полноты грустную ноту. |