Роман (роман, 19 окт. 1836 г.) ГРИНЕВ ГРИНЕВ
Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного
произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в
форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I
об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование. В «Капитанской
дочке» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х годов. Место
«обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в
жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль
семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного
героя — рассказчика. Первоначально
Пушкин, как то было в незавершенном романе «Дубровский», собирался
поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из
одного лагеря в другой (прототипом ему служил реальный офицер
екатерининской эпохи Шванвич), или пленного офицера, который бежит от
Пугачева. Здесь также имелся прототип — некто Башарин; именно такую
фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина,
Валуева и, наконец, в Гринева. (Это имя в другой огласовке — Гранев —
встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1831.)
Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины: его носил
дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный. Так
окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения
оказавшегося между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который
незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и
от сословных представлений о чести в частности, но который при этом
смотрит на мир открытыми глазами. Замкнув
сюжетную цепь именно на Гринева (и «перепоручив» роль
дворянина-ренегата Швабрину; см. ст.), Пушкин воспроизвел принцип
исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из
«шотландского» цикла — «Уэверли», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя
встречается постоянно, равно как сама ситуация: два лагеря, две правды,
одна судьба. Таков и непосредственный «литературный предшественник»
Гринева, Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа
М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский — князь, а
не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской
дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги
Петруши, Савельича (чье имя совпадает с именем «патриотического» ямщика,
свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н.
Загоскина «Рославлев»), восходит к Калебу из романа «Ламмермурская
невеста»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова
добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с
Дженни Джинс из «Эдинбургской темницы» и др. (см.: Б. В. Нейман). Жанр
«записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним
образом» и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед
читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами
непосредственного повествования (иначе некому было бы составлять
записки). «Предыстория»
Петра Андреевича Гринева проста: он сын премьер-майора Андрея Петровича
Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в
Симбирской губернии. Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич,
учит — мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки.
Пушкин прозрачно намекает на то, что ранняя отставка отца была связана с
дворцовым переворотом времен Анны Иоанновны. Причем первоначально
предполагалось (и с сюжетной точки зрения это было бы куда более
«красиво») объяснить отставку событиями 1762 г., екатерининским
переворотом, но тогда хронология нарушилась бы окончательно. Как бы то
ни было, отец героя словно «исключен» из истории; он не может
реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая придворный
адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его
бывших товарищей). Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и
Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть
заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х
годов и если бы не отцовская воля. На семнадцатом году недоросль Гринев,
еще до рождения записанный в гвардию сержантом, прямо из детской
отправляется служить, причем не в элитный Семеновский полк, а в
провинцию. (Еще один «отвергнутый» вариант судьбы: окажись Петруша в
Петербурге, он к моменту очередного дворцового переворота 1801 г. был бы
офицером полка, сыгравшего ключевую роль в антипавловском заговоре. Т.
е. повторил бы судьбу отца.) Сначала он попадает в Оренбург, затем в
Белогорскую крепость: туда и тогда, где и когда осенью 1773 г.
разгуляются пугачевцы — вспыхнет «русский бунт, бессмысленный и
беспощадный» (слова Гринева). Нечто подобное должно было происходить с
героем незавершенной пушкинской повести из другой эпохи — юным
Прапорщиком из «Записок молодого человека», который в мае 1825 г. держит
путь в Черниговский полк, где в январе 1826 г. вспыхнет восстание
декабристов «Васильковской управы». С
этой минуты жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком
общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и
зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о
поэтике В. Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки. В
открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно
на нее натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся
путников к жилью (ср. эпизод с Юрием, его слугой Алексеем и казаком
Киршей в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»). Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым. Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы. Попав
в Белогорскую крепость, в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь
капитана, Ивана Кузмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу [в которой
повторены некоторые черты героини повести А. П. Крюкова «Рассказ моей
бабушки» (1831), капитанской дочери Насти Шпагиной] и дерется из-за нее
на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит
благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, пребывает
в отчаянии. (Естественно, Маша в конце концов поселится у родителей
Гринева, а Швабрин, перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя
роль злого гения.) Пугачев, захватив крепость, случайно
узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после
бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца, и милует барчука
за миг до казни. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком.) Мало того
— отпускает его на все четыре стороны. Отправившись в Оренбург, «дабы торопить освобождение Белогорской крепости», Гринев случайно
узнает, что Маша, спрятанная белогорской попадьей, теперь в руках у
предателя Швабрина. Петр Андреевич пробует уговорить генерала выделить
ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив
отказ, он самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в
засаду — и случайно остается цел. Причем Гринев случайно
оказывается в руках Пугачева именно в тот момент, когда тот пребывает в
хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белобородову не
удается «попытать» дворянина. Пугачев тронут рассказом о девушке,
насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в
Белогорскую и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Гринева, не
меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает
поженить молодых и готов принять на себя обязанности посаженого отца.
(Так случайно
сбывается сон, который привиделся Гриневу сразу после бурана: отец при
смерти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно
просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор;
мертвые тела; кровавые лужи.) Отпущенные
Пугачевым, Гринев, Маша, Савельич попадают в засаду правительственных
войск (сюжетная вариация на тему эпизода с пугачевцами); случайно
командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к
месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей «на биллиарде». Отправив
Машу в отцовское имение, Петруша остается в отряде; после взятия
Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и
не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает
вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в
Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе; случайно
не узнает ее и простодушно рассказывает обо всем (зеркальное повторение
эпизода «ходатайства» Петруши за Машу перед Пугачевым). Екатерина случайно
помнит о геройской гибели капитана Миронова (и может быть, Машиной
матери, Василисы Егоровны). Если бы не это, как знать, смогла бы
государыня столь непредвзято подойти к делу и оправдать Гринева? Случайно
офицер Гринев, отпущенный в 1774 г. и присутствовавший при казни
Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно повторение
эпизода с виселицами в Белогорской), не гибнет в многочисленных войнах
конца XVIII — начала XIX в. и составляет записки для юношества. Случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которого скрывается сам Пушкин. Место в системе персонажей.
Но все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности —
нравственной логике свободного выбора личности в обстоятельствах,
предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться
благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько
свободен человек от их власти. Пугачев, в чьих руках громадная власть
вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в
движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Петра Андреевича
на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности;
Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной
подлости. Гринев свободен до конца и во всем, ибо действует по велению
сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести,
кодексу русского рыцарства, чувству долга. Законы
эти неизменны. И когда необходимо оплатить «биллиардный» долг не
слишком честно игравшему Зурину. И когда нужно отблагодарить случайного
проводника тулупчиком и полтиной. И когда следует вызвать на дуэль
Швабрина, выслушавшего Гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно
отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на
казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя
(Гринев, естественно, не целует «ручку злодею»). И когда самозванец
прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли
послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, а пленник трижды,
прямо или косвенно, отвечает «нет». И когда Петруша, однажды уже
спасенный судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев,
чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда,
арестованный собственным правительством, он не называет имени Марьи
Ивановны. Именно
эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить
жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца
свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца
(хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность барину, Петру
Андреевичу, т. е. следование неписаному кодексу крестьянской чести,
добровольное подчинение общечеловеческому началу, которое присуще любому
сословию и, по существу, религиозно (хотя Савельич не слишком
«церковен» и лишь восклицает поминутно «Господи Владыко», а Гринев в
казанской тюрьме впервые вкушает «сладость молитвы, излиянной из
чистого, но растерзанного сердца»). Тут пушкинский современник должен
был не только вспомнить о «вечном источнике» тюремной темы в европейской
культуре — эпизод тюремного заключения небесного покровителя Петруши —
апостола Петра (Деян., 12, 3—11), но и опознать парафраз записок
итальянского религиозного писателя и общественного деятеля 1820-х годов
Сильвио Пеллико, поведавшего в книге «Мои темницы» о том, как в
австрийской тюрьме он впервые обратился с молитвой к Богу. Ср. в
пушкинской рецензии на русский перевод книги С. Пеллико «Об обязанностях
человека» (1836): «Есть книга, коей каждое слово истолковано,
объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным
обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни
единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы
уже пословицею народов;
она не заключает для нас уже ничего неизвестного; но книга сия
называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы,
пресыщенные миром, или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже
не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее
божественное красноречие. <…>
мало было избранных (даже между первоначальными пастырями церкви),
которые бы в своих творениях приближились кротостию духа, сладостию
красноречия и младенческою простотою сердца к проповеди небесного
учителя. <…> Сильвио
Пеллико десять лет провел в разных темницах и, получа свободу, издал
свои записки. Изумление было всеобщее: ждали жалоб, напитанных горечью, —
прочли умилительные размышления, исполненные ясного спокойствия, любви и
доброжелательства». Такое
поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки»
в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность гриневского
образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное
пространство» других героев. Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой
бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду,
утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали:
лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой
гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину… И только Гринев и
Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно
устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли
крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне
свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Гринева — тоже открытое
пространство.) Двух
этих персонажей, дворянина и крепостного, нельзя отделить друг от
друга, как Санчо Панса нельзя отделить от Дон Кихота. А значит, смысл
повести состоит не в том, чтобы «перейти» на одну из сторон
исторического конфликта. И не в том, чтобы отказаться от верности любой
«власти» (ср. образ Швабрина). И даже не в том, чтобы «покинуть» узкие
пределы сословной этики, поднявшись до общечеловеческих начал (ср.
ключевую для истолкования повести работу: Ю. М. Лотман).
А в том, чтобы внутри своего «лагеря», своей среды, своего сословия,
своей традиции обнаружить общечеловеческое и ему служить не за страх, а
за совесть. В этом — залог утопической надежды Гринева (и суфлирующего
ему Пушкина, который переосмысливает тезис Карамзина) на то, что «лучшие
и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения
нравов, без всяких насильственных потрясений». Образ
Гринева (и сама «вальтер-скоттовская» поэтика случайности и
повторяющихся эпизодов) оказался необычайно важным для русской
литературной традиции, вплоть до Юрия Андреевича Живаго из романа Б. Л.
Пастернака. ПУГАЧЕВ ПУГАЧЕВ
(Пугач, Емелька) — новый тип героя русской исторической прозы, вождь
антидворянского восстания, литературный «двойник» реального Емельяна
Пугачева, изображенного в пушкинской хронике «История пугачевского
бунта» (1836). «Тот» Пугачев бессмысленно жесток, как всякий кровавый
вождь обезумевшей стихии, — и только. Образ «великого государя»
«Капитанской дочки» многогранен: Пугачев то злобен, то великодушен, то
хвастлив, то мудр, то отвратителен, то всевластен, то зависим от
окружения. Он связан не только со страшными событиями екатерининской
эпохи, но и с полувымышленными событиями пушкинской повести; зависит не
только от расстановки социальных сил, но и от расстановки сил —
сюжетных. Пушкин последовательно соотносит образ народного вождя с
образами дворянских генералов, с образами «людей из толпы», даже с
образом Екатерины II; но главное сопоставление — все-таки с образом
Петруши Гринева, обычного человека, действующего в великой истории. Пугачев
неотделим от стихии; он вызывает ее к жизни, он ведет ее за собою и в
то же время подчиняется ее безличной власти. Потому впервые на страницах
повести он появляется во время снежного бурана, как бы рождаясь из
самой его сердцевины. Герои (Гринев и его слуга Савельич) бессильны
против буйства непогоды; они заблудились; снег заметает их, но внезапно
появившийся чернобородый казак (сюжетный аналог запорожца Кирши в «Юрии
Милославском») говорит: «Дорога-то здесь, я стою на твердой полосе».
Твердая полоса Пугачева — это беспутье; он — проводник, «дорожный»
бездорожья; он выводит путников по звездам — и его собственная звезда
ведет его по историческому пути. Пушкину
настолько важно раз навсегда связать образ Пугачева с
величественно-смертоносной символикой снега, что он легко поступается
реальной хронологией. Страшный буран происходит в самом начале сентября;
это не до конца правдоподобно, зато работает на построение образа и
сюжета, дает возможность Петруше пожертвовать для Пугачева заячий
тулупчик — в благодарность за «путеводство» и просто из человеческого
сочувствия к казаку, в холода пропившему свой тулуп. И затем Пугачев
неизменно будет появляться в сопровождении зимнего пейзажа. И как иначе,
если он свалился на Российское государство как снег на голову? Точно
так же дворянский мир последовательно связывается в повести с символикой
осени, очаровательной, легкой, ненадежной, предсмертной. В то время,
как в Белогорской крепости, взятой Пугачевым, свирепствует снежная зима,
в Оренбурге, отстоящем всего на 40 км, еще угасает осень; генерал,
которому поручено защищать город от восставших, подвязывает яблони
соломой, чтобы сохранить их от мороза; точно так же дряхлеющее
дворянство хочет «подстелить соломку» Пугачеву, закрыться от его
молодой, холодной силы. И в финальной сцене свидания Маши, невесты
Гринева (арестованного по обвинению в содействии Пугачеву), с
императрицей Екатериной Пушкин окружает героинь пейзажем ранней осени с
ее «свежим дыханьем». Центральная
проблема романа — проблема человеческой свободы перед лицом
исторических обстоятельств. Именно поэтому Пугачев показан не глазами
приближенного (иначе то была бы лубочная картинка с великим государем,
торжествующим властелином судьбы — как в полулегендарных отзывах
пугачевцев о своем вожде) и не глазами опытного дворянского историка
(тогда получилась бы карикатура на самозванца — как в официальном
извещении о Пугачеве, которое «объявляет» комендант Белогорской
крепости). Пугачев показан глазами простого и частного дворянина,
который никогда не примет бродягу за «Петра Феодоровича», но и не станет
искусственно снижать образ, чтобы встроить его в готовую идеологическую
конструкцию. Кроме того, действие повести начинает разворачиваться в
1773 г., а это дает возможность показать Пугачева не только во время
восстания, но и до него, когда за крестьянским вождем не тянется еще
шлейф ярко описанных преступлений. Как только герои выбираются из
бурана, читатель (с «помощью» Гринева) видит перед собой сорокалетнего
мужика, среднего роста, худощавого, широкоплечего, с проседью в черной
бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутовским выражением лица.
Ничего «мистического», «избраннического» в этом облике нет; потому
особенно комичным покажется читателю более поздний рассказ рядового
казака о том, как «государь» по-царски скушал двух поросят и показывал в
бане свои царские знаки на грудях. В центре сюжета — умеренно умный
авантюрист, чья судьба отнюдь не предрешена; то, что именно он вскоре
станет во главе грандиозных исторических событий, — во многом
случайность. Вторая
встреча с Пугачевым, во взятой им Белогорской крепости, дает иной
образ. Гринев, ожидающий казни, видит перед собою самозванца,
восседающего в креслах, одетого в красный казацкий кафтан, обшитый
галунами; затем на белом коне, в окружении «енералов». Это персонаж
исторического маскарада, на котором вместо клюквы проливают человеческую
кровь. И даже то, что Пугачев милует дворянского дитятю Гринева,
благодаря заступничеству его крепостного слуги (которого «государь» не
мог не вспомнить — ибо Савельич назойливо защищает «имущественные права»
барчука), поначалу кажется не проявлением обычного человеческого
чувства, а всего лишь подражанием «царскому жесту». (И потом Пугачев не
раз будет по-царски повторять: казню так казню, милую так милую.) Лишь
во время третьего «свидания» Пугачев раскрывается до конца. Гринев
присутствует на казачьем пиру; замечает, что черты пугачевского лица
скорее приятны и совсем не свирепы; слышит его любимую песню («Не шуми,
мати зеленая дубровушка…»), догадывается, что сквозь сюжет этой песни
проступают линии судьбы самого крестьянского вождя. (Православный царь
вопрошает «детинушку крестьянского сына», с кем тот воровал, «с кем
разбой держал», и в конце концов «жалует» его виселицей.) Разговор
наедине подтверждает это: «великий государь» понимает, какую опасную
игру затеял, но надеется: «А разве нет удачи удалому?» И когда наутро он
не только принимает «счет», выставленный Савельичем за разграбление
барского имущества, но и жалует отпущенному Гриневу тулуп — это не
только и не столько «царский жест», но и движение души: долг платежом
красен. Собственно,
лепка образа завершена; далее при встрече с Гриневым Пугачев будет лишь
поворачиваться то одной («авантюрной»), то другой («самозванческой»),
то третьей, главной («человеческой») стороной, еще и еще раз подтверждая
то, что читатель о нем и так уже знает. Золотая бумага, которой оклеены
стены его избы («дворца»), притворная важность, хвастливый вопрос,
какой задаст он Гриневу по пути в Белогорскую, — мог ли бы с ним
потягаться король прусский «Федор Федорович», — напоминают о
самозванческой психологии Пугача; неоднократные упоминания о Гришке
Отрепьеве, сказка об орле и вороне (лучше жить тридцать лет, чем триста
лет питаться падалью) напоминают о его авантюрном уме и характере,
веселая готовность поучаствовать в вызволении гриневской невесты из лап
дворянина-пугачевца Швабрина, предложение стать посаженым отцом на их
свадьбе не дают забыть о естественной человечности, которая, несмотря ни
на что, живет в разбойной душе Пугачева. Недаром у Гринева рождается
пламенное желание вырвать его из среды злодеев. Но
именно этот порыв обнаруживает главное противоречие пугачевской судьбы.
Если Пугачев — вождь, зачем его «вырывать из среды» злодеев, которыми
он безраздельно властвует? А если он не властвует ими, если зависит от
них — то какова же его роль в истории, в восстании? Какова мера его
свободы? И тут Пушкин как бы ставит героя перед излюбленным парадоксом.
Царская власть предполагает право властителя поступать по своему
усмотрению. Закон ограничивает нижний предел его воли, т. е. не
позволяет быть жестоким сверх разумной меры, сверх справедливости. Но
властитель ничем не ограничен в своем праве миловать, прощать,
награждать. Пугачев, каким он изображен в повести, пытается действовать
до конца по-царски; он действительно дважды отпускает Гринева, не дает в
обиду капитанскую дочь Машу Миронову. Но уже в сцене «дворца» очевидно
колоссальное влияние, какое имеют на него «господа енералы» —
звероподобный «беглый капрал» Белобородов и «ссыльный преступник»
Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей. Пугачев должен опасаться и своих
«казачков», и дворян, перешедших на его сторону. Сообщая Гриневу, что
«ребята» смотрели на него косо, а старик Белобородов настаивал на пытке,
Пугачев вынужден понизить голос — чтобы не услышал сопровождающий их
татарин (а заодно верный слуга Савельич, которого вождь тоже несколько
побаивается). Разбойник волен идти на Москву — ибо этого же хочет
войско; но миловать он должен с оглядкой. Власть, которую он присвоил,
не ограничена законом, но ограничена жестокостью бунта. (Недаром в
задумчивости он говорит вполголоса: «Улица моя тесна; воли мне мало.
Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой
неудаче они свою шею выкупят моею головою».) Пугачев свободен ровно до
того предела, за которым открывается истинная беспредельность власти в
пушкинском ее понимании. Чтобы
подчеркнуть эту мысль, Пушкин выстраивает параллель Пугачев —
Екатерина. Как Петруша Гринев прибегает к помощи Пугачева, чтобы
выручить невесту, так его невеста прибегает к помощи Екатерины, чтобы
спасти жениха (подробнее о роли «зеркальных» эпизодов см.: ст.
«Гринев»), Царица изображена в простодушно-сентиментальных тонах, в
стиле известной гравюры. В ней нет пугачевского величия, необузданной
силы; читатель должен помнить, что способ, каким она пришла к власти,
был столь же беззаконным, сколь и пугачевская попытка овладеть страной.
(Поэтому первоначально ранняя отставка отца Гринева объяснялась именно
«неучастием» в екатерининском перевороте 1762 г.) Но то, насколько
свободно милует она Гринева, насколько самостоятельна и независима в
своем царственном праве прощать, — выдает в ней истинную государыню. (И
ее прощение в конечном счете совпадает с духом и буквой закона, ибо
Гринев сохранил верность присяге, допустив лишь мелкие отклонения от
устава.) Именно это делает властителей властителями, а не царские знаки и
даже не «законность» воцарения сама по себе. Пугачев такой свободой
обладает не вполне, значит, он не вполне и господин своего положения.
Вызывая к жизни социальный буран, зная дорогу сквозь него по счастливой
звезде, он с этой дороги свернуть не может. Не он управляет стихией и не
стихия им; просто они друг от друга уже неотделимы. Ее угасание,
усмирение бунта равнозначно его смерти. Приписка «издателя» к запискам
Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев
узнал в толпе некогда спасенного им дворянина «и кивнул ему головою,
которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу». ШВАБРИН ШВАБРИН
Алексей Иванович — дворянин, антагонист главного героя повести Гринева.
Задумав роман из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией
с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя
лагерями — «мятежников» и «покорителей», Пушкин в конце концов как бы
«разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли.
Одна из них досталась Гриневу, другая — Швабрину (в чьей фамилии
явственно слышатся отзвуки имен Шванвича и Башарина; о прототипах см.
ст.: «Гринев»). Швабрин
смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый
год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика).
Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни
о чем не говорит презрительность Швабрина (во время первой встречи с
Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные
черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Швабрин не
выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного
героя лишь его «интеллектуальность» (Швабрин, несомненно, умнее Гринева;
он был даже связан с В. К. Тредьяковским). Когда он едко отзывается о
стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не
заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой»
предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта
Марье Ивановне вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и
обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре
становится известно, что Швабрин некогда сватался к Марье Ивановне и
получил отказ (а значит, ею отзывы о ней как о совершенной дурочке —
месть; дворянин, мстящий женщине, подлец). И далее «готовый» образ Швабрина не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении. Во
время тайной дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный
отзывом о Маше, Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник
оглядывается на неожиданный зов слуги (т. е. неформально прекращает
бой). Формально это удар в грудь, но по существу в спину соперника,
который не собирается бежать, — т. е. подлый. Затем у читателя
появляются самые серьезные основания заподозрить Швабрина в тайном
доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и
думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести
предопределяет и социальную измену Швабрина. Как только крепость
достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится
одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую
под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт
«швабринской» линии сюжета — сцена, когда в крепости появляется
разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что Швабрин удерживает
девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость
оборачивается позором. Кончает
Швабрин тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на
Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие мешает главному
герою догадаться, что Швабрин умалчивает на допросе о Марье Ивановне
лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому,
что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Швабрину в
минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под
смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую
дворянку.) Изображать
такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и
уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто
прибегает к приему косвенного повествования: сам Швабрин остается за
рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других
персонажей. |