(9 сент. 1830 г.) АДРИЯН ПРОХОРОВ АДРИЯН ПРОХОРОВ
— московский гробовщик, главный и практически единственный сюжетно
самостоятельный герой повести. Историю об Адрияне Белкину рассказал
приказчик Б. В.; не только голос приказчика, но и голос самого Белкина с
трудом пробивается сквозь авторскую интонацию Пушкина. Он
указывает на то, что мировая литература до сих пор «представляла
гробокопателей людьми веселыми и шутливыми»: в романе В. Скотта
«Ламмермурская невеста» и в трагедии Шекспира «Гамлет». Нрав белкинского
(пушкинского) гробовщика «совершенно соответствовал мрачному его
ремеслу»: сердце его не радуется, хотя только что осуществилась мечта
его жизни — семейство (он, жена, две дочери) переезжает с Басманной в
собственный желтый домик на Никитскую. Да и как радоваться, если героя
занимает поистине гамлетовский вопрос: быть или не быть купчихе
Трюхиной, «которая уже около года находилась при смерти»? И если не
быть, то пошлют ли за ним с Разгуляя? — желанный домик расположен
слишком далеко от еще более желанной «клиентки». Вместо
гробовщика весел автор; он оттеняет молчаливую угрюмость Адрияна
Прохорова насмешливыми описаниями (вывески с «дородным Амуром с
опрокинутым факелом в руке» и проч.). И сразу изъясняет характер Адрияна
— тот разучился радоваться жизни не потому, что ежедневно соприкасается
со смертью, а потому, что смерть, как и саму жизнь, свел к выгоде и
невыгоде: дождь для него — не дождь, а источник разорения; человек для
него не человек, а потенциальный «наполнитель» гроба. Грех не «испытать»
такого героя, не припугнуть его готическими литературными ужасами. Собственно,
иронический сюжет новеллы рождается из игры слов. Новоселье может
означать и переезд на новое место жительства, и — метафорически —
похороны. Этого мало. Переехавший Адриян Прохоров тут же попадает на
серебряную свадьбу к новому соседу, сапожнику Готлибу Шульцу. «Один из
гостей, толстый будочник», предлагает тост: «за здоровье тех, на которых
мы работаем <…>»; будочник Юрко, под общий смех, кричит
гробовщику: «Что же, пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов». Пьяный
Прохоров, осердясь, соединяет метафору новоселья с оксюмороном «здоровье
мертвецов» — и приглашает «мертвецов православных» на новоселье.
Внезапно слово оборачивается полуявью: ночью Адрияна будят и радуют
известием о смерти Трюхиной; устроив ее посмертные дела, он возвращается
домой — и застает гостей. «Мертвецы православные» являются на зов,
чтобы напомнить Адрияну Прохорову о его «профессиональных прегрешениях»;
среди гостей — отставной сержант гвардии Петр Петрович Курилкин,
которому в 1799 г. (год рождения Пушкина; обратим также внимание на
игровое совпадение инициалов автора, «издателя» А. П. и героя) Адриян
Прохоров продал первый свой гроб — сосновый за дубовый. (В образе
Курилкина как бы является из подсознания Адрияна Прохорова его
«оттесненная совесть»; см.: С. Г. Бочаров.).
Сцена, пародирующая роман ужасов, переходит в сцену, написанную в духе
«мещанской идиллии» (что уже предопределено самим образом «маленького
желтого домика»). Проснувшийся Адриян Прохоров видит солнечный свет,
сияющий самовар (т. е. в окружающем повторены радостные тона его желтого
домика), узнает, что все случившееся с ним было — сном и вдруг
обнаруживает в себе способность радоваться. И тому, что купчиха Трюхина
жива (ибо если она мертва, значит, сон был явью; если же сон был явью —
Адриян Прохоров и впредь не защищен от возможных свиданий со своими
«клиентами»); и главное, тому, что день — хороший, что он живет, что
можно попить чаю с дочерьми (которых он прежде лишь ругал). Социальная,
«профессиональная» пелена как бы спадает с его глаз, он снова становится
«обычным» человеком, погруженным в поток живой жизни. А значит, его
литературная родословная восстанавливается; он встает в один ряд с
гробовщиками В. Скотта и У. Шекспира. |