Поэт Валентин Сорокин в 90-е годы издал две
книги новых стихов – «Будь со мной» (1996) и «Лицо» (1997).
Сорокин
Валентин Васильевич (род.
в 1936 г.) – поэт, автор книг «Ручное солнце» (1963), «За
журавлиным голосом» (1972), «Признание» (1974), «Плывущий Марс» (1977),
«Посреди холма» (1983) и др. Проректор Литературного института им. А. М.
Горького. Живет в Москве.
В
первой из них две поэмы с гражданско-политическим сюжетным разворотом:
«Последняя встреча» (о беседе стареющего Сталина с патриархом православной
церкви) и «Батый в Кремле» (о событиях «перестройки» и 4 октября 1993 года).
Поэма «Батый в Кремле» написана вскоре после октябрьской защиты Белого дома как
свежая кровоточащая рана. Тогдашние деяния властей на Москве уподоблены здесь
хозяйничанью на Руси Батыя. Трагедия Родины стала темой и многих стихотворений:
Свинцовые
ветры поют над страною моею,
И
к нашим границам толкает дивизии Запад,
Мой
Кремль ненаглядный, на площади вновь я немею,
Отбросив
ползущий предательский рыночный запах.
И
голосом горя кричат колокольно куранты,
А
мы, закаленные в дерзком победном горниле,
Как
ту Атлантиду вознесшие к небу атланты,
Россию
родную на камни вчера уронили.
(«Свинцовые ветры»)
Однако Валентин Сорокин – поэт по
преимуществу лирический. Лирика и составляет основное содержание обеих его книг
90-х годов. Здесь она часто несколько созерцательна, но все же в лучших
стихотворениях автора энергически-проникновенна:
Зачем
твои груди таятся под белой рубашкой?
Они
ведь, зарею омытые, позолотели?..
К
тебе пробирался я с пикой да с грубою шашкой,
Да
с атомной бомбой летел в хиросимской метели.
‹…›
Люби
меня, чуткого, сильного, умного зверя,
Люби
меня, русского витязя и стихотворца,
Скачу
я, скачу я: Россия для русских – потеря,
И
к русской могиле антихрист оплакивать рвется.
Ты
нежностью веешь, ты веешь покоем и домом,
И
все преступленья, кровавые смуты прости нам,
Бывает
такое – как в зеркале нам не знакомом
Одна
вдруг качнется, до боли родная, тростина.
(«Люби меня»)
Цитированное стихотворение обращено
одновременно к Родине и к любимой женщине – один образ как бы обволакивает
собой другой. Такая лирика «укрупняет» интимно-личную тематику, преобразует ее
в тему широкого звучания…
|