Романом «Земля и Небо» уверенно и ярко заявил о себе Леонид Костомаров.
Костомаров
Леонид Петрович (род.
в 1948 г.) – выпускник МВТУ им, Баумана, в 1974 году арестован,
в 1984 году освобожден, автор ряда фильмов и нескольких неопубликованных
романов. Живет в Москве.
Это
новое писательское имя принадлежит много пережившему человеку. Роман написан
далеко не сегодня, но попытки автора войти в литературу в годы «перестройки» и
позже неоднократно терпели неудачу. Редакция «Москвы» лаконично информирует,
что «с 1987 года в „Советском писателе" лежали два его романа – „Иной мир" и
„Калека", которые до сих пор не опубликованы». Нетрудно понять, по какой
причине отвергались произведения безусловно одаренного человека. На тему жизни
советского тюремного лагеря, столь «ходовую» и «перестроечную», Л. Костомаров
(сам проведший в зоне десять лет и хлебнувший в ней лиха во всей полноте)
заговорил весьма нестандартно.
Роман разбит на короткие подглавки,
например: «Зона. Зэк Орлов по кличке интеллигент».
Вот сама эта подглавка:
«Колонна
шла по пять человек в ряд, а бывший морячок Жаворонков, белозубый и веселый
здоровяк волжанин, не успевший сломаться в тюремной безнадежности, готовил в
эти минуты свой побег.
Два
вечера волгарь утюжил в бытовке новые черные брючата, и сейчас они выглядели
совсем как гражданские. При его повадках даже в Зоне форсить все восприняли как
должное стрелки-бритвы, склеенные им при помощи мыла. Начищенные ботинки
вольного образца – немыслимый для Зоны шик – списали на подготовку к любовному
свиданию с зазнобой-заочницей. Почему выходит человек в таком одеянии на
работу? В Зоне не задают лишних вопросов; конвою же не удалось углядеть на
трассе форсистого Жаворонкова, он удачно затерялся в середине толпы. Продуманные
штрихи одежды решали всю судьбу побега, были главными в этом веселом, как
детская игра, но смертельно опасном предприятии. И вот рядом заветные кусты
можжевельника, что скрывали дорогу за поворотом. Жаворонков бесшабашно сплюнул
и стал меняться на глазах. Вначале из-за пазухи появились парик и фуражка,
затем исчезла в кустах фуфайка, выпустив на волю подвернутый под нее светлый
плащ.
Белой
вороной он пролетел сквозь серую стаю в крайний ряд колонны и молниеносно
примостил на стриженую голову парик с фуражкой. Глянул виновато на ошарашенных
зэков, дрогнув голосом, попросил:
– Ребята…
Подрываю с зоны… Прикройте…
Расправив
на себе плащ, он уверенно выбрался из шеренги и быстро поравнялся с идущим
впереди него конвоиром. Слегка повернул голову и встретился глазами со
скуластым, сосредоточенным солдатом, взглянувшим на прохожего без всякого
интереса, мало ли шатается по дороге гражданских лиц…
Конвоир
думал о своем».
Писатель
Владимир Карпов в предисловии к журнальной публикации романа рассказывает:
«Каждые пять минут зэк, живущий в ограниченном пространстве, подсознательно
бросает взгляд в небо», – вспоминал в нашем разговоре Леонид Костомаров.
Потому, видимо, голоса душ его героев обращены к небесам. Там – надежды,
понимание, там подлинность жизни, дарованной от роду. Роман написан как
монологи, полифония голосов, ведущих рассказ о своей и общей доле. Они, эти
голоса, кажется, звучат даже не с земли, а из-под нее, из глубин земных
расщелин, и услышит ли их небо:
«И
когда подали по наши души „воронки", и выкатились оттуда злые солдаты, и
погнали нас к машинам, не толкая, но вбивая в спины дерево прикладов, отчего
вскрикивали мы, готовые кубою… не знал никто, куда сейчас повезут – в поле,
чтобы дострелить да забыть, на новый ли срок, на новые, до сих пор неизведанные
мучения – никто того не знал; и жить сейчас, в эти минуты, не хотелось
никому…»
Небо
для заключенного – это еще и свобода. Несколько разных по характеру побегов
описано в повествовании. Дерзкий и безумный побег одного; продуманный и жуткий
побег другого, когда в качестве «прокорма» в пути прихватывается доверчивый
бедолага; вызванный ревностью и чувством мщения побег третьего…
Финал первого побега, «дерзкого и
безумного», с пониманием и знанием дела, по-зэковски, резюмируется в подглавке
«Зона. Орлов»:
«Смельчак
Жаворонков отдыхал на воле всего месяц – к заморозкам на политинформации нам
сообщили: взят, на квартире у первой жены. Искали у последней, а он был у той,
первой. Не сопротивлялся, улыбался. Когда везли, беспечно распевал песни.
Замполит
убеждал: истерика. Старые же зэки возразили, что это состояние лучше знают,
говорили верное: душа у него была спокойна, греха на ней не было. Погулял…
А
что побегу он и есть побегу какой же это грех? Здесь себя человек не
контролирует, это естество его к свободе стремится, меркнет рассудок в этот
миг. Он, рассудок, все осмыслит, а потом словно дверцу за собой запирает, перед
побегом затаивается. Остаются порыв, страсть, безрассудство. Таков побег.
В
Зоне еще долго судачили о дерзком волгаре, что-то завораживающее было в этом
побеге. Простота и ловкость. Тут давно усвоили, что побег получается вернее
всего там, где его меньше всего ожидают. С хитринкой такой. Идеи же с подкопами
или, скажем, ломануться на машине сквозь забор многими здесь считаются
изначально дурацкими, скудоумием. А вот раздобыть через жену офицера пропуск,
подделаться под вольного и сквозануть на виду у всех – через вахту, с
папироской! – вот удел настоящего вора, вот это и поддержка отрицаловки на
весь срок. Можно Зону на уши своей дерзостью поставить. Можно… без крови. Так
рождается быль».
Особенно
примечательно то, что Л. Костомаров оказался как художник достаточно силен и
внутренне независим, чтобы избежать стилистического прессинга «лагерных»
произведений крупных авторов, подобных А. Солженицыну и В. Шаламову. От их
воздействия в работе над «лагерной» темой современному писателю уклониться
психологически очень трудно. Но интонации Костомарова самостоятельны и новы.
В романе – многоплановом, сложно и
интересно выстроенном – выделяются два героя. Это осужденный Воронцов по кличке
«Квазимода» и офицер охраны майор Медведев. Вот его выразительная
характеристика:
«Дом
Медведев построил себе сам на окраине поселка, на теплом пригорке. Когда
приехал сюда по направлению на работу, квартир не было, а скитаться по чужим
углам уже надоело. Завел огород, построил первым теплицу, собирал завидные
урожаи картошки и овощей. Офицеры сначала посмеивались над его затеей, дразнили
куркулем, а когда побывали на новоселье в просторном, пахнущем смольем
пятистенке, сами взялись рубить домишки и обживаться. Медведев был крепким
мужиком, простое русское лицо, курносый, взгляд добрый, но когда допекут –
суровый, лучше не лезть под руку.
За
перелеском от дома Медведева – Зона: исправительно-трудовая колония строгого
режима. Широкая тропинка к ней проторена майором за четверть века работы.
Прошли
перед ним тысячи осужденных, сменялись поколения, уходили, иные вновь
возвращались. Василий Иванович относился к своему нелегкому труду, как и весь
его крестьянский род, старательно. Слова уже покойного ныне отца о его работе
были нелестные: „За худое дело ты взялся, сынок! Неблагородное и неблагодарное.
Я не неволю. Но постарайся остаться человеком. Честно живи! Это мой наказ. Хоть
ты и коммунист, но помни, что ты крещеный, мать тайно тебя под Покров
окрестила… Живи с Богом в душе!"»
Медведев
живет и служит по отцовскому завету. В «зэках» он видит людей:
«Поселок,
„старый город", построен руками моих питомцев; школа, библиотека, больница,
клуб – все это зэковские мозоли, досрочные освобождения за ударный труд, пот и
возможность забыться в долгих годах неволи. А еще вот те деревянные заборы,
вышки, проволочные ограждения, что опоясывают низину у подножья холма, сами же
для своей охраны возвели, своими руками… Освободившись, многие остаются
работать здесь, это их город…
Ну
а страна наша – разве не их страна? Не ей ли во славу они обязаны жить и
творить? К сожалению, они „творят" свои преступления во славу себя и дружков,
да девок распутных, да своего ненасытного кармана… Но ничего, заставим их
работать для других, может быть, единственный раз в их жизни.
Сколько
же за четверть века службы в Зоне было у меня бессонных ночей… Да только бы их…
Сколько было всего, что изматывает похлеще самой изнурительной физической
работы; предотвращение саботажа, драк, побегов, поножовщины – кислорода Зоны,
без которого не может жить и дышать она».
В
общем, автор изобразил в Медведеве не опереточного злодея а-ля перестройка, а
настоящего советского, притом русского, офицера. Ну как могли демократически
умонастроенные книгоиздатели, птенцы гнезда горбачевского, печатать книги столь
«неправильного» писателя? Человека, который сам оттрубил в лагере «десятку» – и
не озлобился, а теперь позволил себе заговорить о том, что в «советской» зоне и
среди заключенных, и среди охраны встречались неизбежные мерзавцы, но бывали
также замечательные люди!
«Кличку
Квазимода (на русский манер, с твердым окончанием вместо утонченного
французского) разменявший пятый десяток вор-рецидивист Иван Воронцов получил за
дефект физиономии: ее портил рваный шрам, он рассекал все лицо – от скулы по
брови до лба, придавая Ивану сходство с известным литературным персонажем.
Поврежденная пулей кожа исказила не только лицо-левый глаз теперь смотрел
куда-то вверх.
Выгодно
отличали побитого жизнью Воронцова мощный треугольный торс да огромные кулачищи
размером с кувалду. Все это было от привычки с детства к тяжелому физическому
труду, что сделал его чуть согбенную фигуру сухой, а кожу от работы на воздухе
– гладкой. Столь же ослепительно гладким был его всегда выбритый до
полированного блеска череп, что вкупе с резко и мужественно очерченным
подбородком, правильным, почти римским носом и ровными морщинами на лбу
придавали Квазимоде ту степенность и свирепую резкость одновременно, что так
ценятся здесь, в Зоне».
Время
и место действия романа – «1982 год. Союз Советских Социалистических Республик,
зона строгого режима в городе N». Но исподволь, ненавязчиво и талантливо, автор
придает обобщенно-символический смысл и всему повествованию, и самим словам
«Зона», «Срок», «Воля» и т. д. (не случайно и то, что одному из зэков тут
«прилепили кличку» Достоевский). Даже ворон Васька, прирученный «Батей»
Воронцовым (и в конце концов погибший от пули охранника), преображается в
символический образ:
«Ворон
плавно кружил в багряном небе и лениво оглядывал черную людскую колонну,
нестройно бредущую по дороге…
Он
знал про них все: вот сейчас начнут копошиться в оре и мате, сливаясь с
неприютной в этих краях землей, сметая с нее последние леса. За долгую жизнь
ворона они уже столько покалечили их, расщепили, растерли в пахучую пыль,
потопили при сплаве в реках, что, если дело так пойдет впредь, бестолковые люди
сокрушат весь его мир. Потому и каркают так долго и зло его соплеменники, серые
вороны, при гулком падении Древа, отсчитывающего каждому свой Срок».
Слова,
превращаемые в символы, Костомаров даже систематически записывает с большой
буквы…
Леонид Костомаров, как и Алексей Варламов, на свой особенный
манер развивает принципы символического
реализма. Благодаря им в литературе 90-х годов прорастают новые яркие
тенденции. Нельзя не признать, что не только произведение наподобие «Земли и
Неба», но и роман вроде «Затонувшего ковчега» трудно представить в системе
литературы советского времени. К сожалению, они, видимо, встретили бы
бюрократические препоны, воздвигнутые «борющимися» за чистоту идеологии и
атеистических принципов, отслеживающими разного рода «формачистов» редакторами.
Ныне книги Варламова и Костомарова стало возможным опубликовать. Однако зато
все новейшие, ранее неслыханные, общие писателям, проблемы – теперь и их удел. |