1.
Подтвердите общие положения о жанровом своеобразии романа «Что делать?»,
изложенные в учебнике, собственными примерами из текста произведения.
2. Докажите факт
влияния романа «Что делать?» на русскую литературу знакомыми вам
произведениями, в которых есть отклики на роман Чернышевского или полемика с
ним.
3. Охарактеризуйте
содержательный смысл композиционного построения романа. Приведите собственные
наблюдения на этот счет.
4. Проследите по
тексту романа диалоги автора с проницательным читателем и прокомментируйте их
роль в тексте романа.
5. Расшифруйте
аллегорию второго сна Веры Павловны (глава III, раздел III), попробуйте
установить связь этого сна с развитием действия и судьбами героев романа.
Какой образ в аллегории подтверждается
главкой «Похвальное слово Марье Алексевне» (II глава, раздел XXIV)?
6. Перечитайте VIII
раздел 2 главы романа и дайте ответ на вопрос: «Чем эгоизм Марьи Алексеевы
отличается от «разумного эгоизма» новых людей?»
7. Подготовьте сообщение
на тему «Мораль новых людей и любовные отношения между ними» (особое внимание
обратите на разделы XXII и XXIV третьей главы и раздел I четвертой главы
романа).
8. Вдумайтесь в
монолог Лопухова (I раздел четвертой главы) и попытайтесь критически оценить
сильные и слабые стороны Чернышевского в изображении внутреннего мира героя.
9. Используя
главку «Особенный человек» в учебнике и текст романа (раздел XXIX третьей
главы), подготовьте характеристику Рахметова, обратив внимание на то, что
сближает его с новыми людьми и в чем состоит его «особенность», исключительность.
10. Познакомьтесь
с утопическими картинами «светлого будущего» человечества в четвертом сне Веры
Павловны и попытайтесь дать им собственную критическую оценку.
11. Какие тревоги
и сомнения Чернышевского нашли отражение в романе «Пролог»? |