1.
Продумайте развернутый ответ на вопрос: «Почему, обращаясь к миру купечества,
Островский мог создавать пьесы, имеющие общенациональное звучание?» При
подготовке обратите внимание на детские и юношеские годы Островского, на факты
его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование его таланта.
2. Подготовьте рассказ на тему «В чём сила и слабость
самодурства Дикого и Кабанихи».
3. Почему песню Кулигина «Среди долины ровныя» можно
считать эпиграфом к «Грозе» (проанализируйте полный текст этой песни на слова
поэта А. Ф. Мерзлякова)?
4. Подтвердите собственными примерами из текста, как в
речи всех героев «Грозы» проявляется фольклорная стихия, и объясните причину
этого.
5. Сопоставьте религиозные переживания Катерины
(монологи героини в I
действии, явл. 7) с религиозной атмосферой в мире Диких и Кабановых (I действие, явл. 8; II действие, явл. 1; III действие, явл. 1; IV действие, явл. 6) и объясните
религиозные корни основного конфликта.
6. Подготовьте рассказ о народных основах характера
Катерины, используя учебник и подыскивая собственные примеры из текста
пьесы.
7. Проследите по тексту все эпизоды общения Катерины с
Борисом и подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли считать Бориса достойным
избранником Катерины?»
8. Что общего у Катерины с молодыми героями драмы
(Варварой, Кудряшом, Тихоном, Борисом) и чем она от них отличается?
9. Сопоставьте речь Катерины с речью Варвары и
подготовьте ответ на вопрос: «Как через речевую характеристику героинь
Островский раскрывает их индивидуальность?»
10. Что тревожит Кабаниху и Дикого в поведении молодых
людей подвластного им города Калинова (подготовьте развернутый ответ с примерами
из текста драмы)?
11. Докажите, что конфликт в «Грозе» имеет трагический
характер.
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Островского на профильном
уровне:
Дайте характеристику творческой истории драмы Островского
«Гроза».
2. Почему жанр «Грозы» часто определяется как «русская
трагедия»? Что отличает драматургию Островского от классической
западноевропейской драмы?
3. Определите ваше отношение к добролюбовской трактовке Катерины, подтверждая свою точку
зрения анализом ключевых эпизодов «Грозы».
4. Моё отношение к оценке творчества Островского
Аполлоном Григорьевым.
5. Почему Островский назвал свою комедию «Лес»? В чём
художественно-символический смысл такого названия?
6. Проанализируйте монолог Аркашки Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки. Что отличает
духовный мир артистов от других героев комедии?
7. Почему именно актёры делают возможной счастливую
развязку в комедии Островского?
8. Как вы понимаете слова Несчастливцева: «Нет, мы
артисты, благородные артисты, а комедианты – вы»? Покажите на конкретных
примерах из текста комедии, что поведение многих её героев проникнуто
пошловатой «театральностью».
9. В чём слабость той человечности, которую пытаются
утвердить актёры? Как судьба Аксюши, героини с «горячим сердцем», оттеняет и
проясняет эту слабость?
10. Подготовьте сообщение на тему: «Что сближает и отличает
Ларису в «Бесприданнице» от Катерины Кабановой». Аргументируйте
основные положения своего рассказа конкретным анализом эпизодов из «Грозы» и
«Бесприданницы».
11. Подумайте над вопросом: «Можно ли оправдать Ларису
Огудалову в том, что она так жестоко обманывается в людях?»
12. Дайте оценку сложным характерам Паратова и Карандышева:
чем могли увлечь эти герои Ларису и чего в них она не замечала?
13. Как вы понимаете смысл названия драмы «Бесприданница»?
14. Анализируя финал драмы (действие IV, явл. 9, 10, 11, 12), покажите
противоречивость личности Ларисы.
15. Используя разделы учебника («Художественный мир
драматурга», «Пьесы жизни») и привлекая
собственные наблюдения над прочитанными вами произведениями писателя,
подготовьте сообщение на тему «О национальном своеобразии драматургии
Островского». |