1. Пользуясь
учебником и рекомендациями учителя, подготовьте рассказ о детстве, отрочестве и
юности Льва Толстого. Обратите внимание на освещение следующих важных для
понимания мировоззрения писателя
вопросов: Почему Толстой запомнил
на всю жизнь детскую игру в
«муравейных братьев»? Как сказалась христианская атмосфера дома Толстых в
произведениях писателя и его мировоззрении? Какие уроки отроческих и юных лет
нашли отражение в творчестве Толстого? Как повлияла на Толстого служба на
Кавказе?
2. Подготовьте
сообщение «Счастливая, невозвратимая пора детства» по первой части трилогии
Толстого «Детство», «Отчество», «Юность». Постарайтесь при этом ответить на
следующие вопросы: К каким открытиям в особенностях душевной жизни человека
пришёл Толстой в повести «Детство»? В чем видит писатель преимущество детского
мировосприятия?
3. Расскажите об участии
Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя, о «Севастопольских рассказах»
как итоге этого периода в жизни и творчестве писателя. При подготовке обратите
внимание на следующие вопросы: Как изменились взгляды Толстого в период
Крымской войны? Почему «Севастопольские
рассказы» можно считать
вступлением к «Войне и миру»?
Что такое «диалектика души» и как она переходит в «диалектику характера»? Как
связана «диалектика души» с основами христианских убеждений Толстого?
4. Какие
современные проблемы волновали Толстого в период работы над «Войной и
миром»?
5. Подготовьте
сообщение о жанровом своеобразии «Войны и мира», обратив внимание на особый
характер связи «частного»
и «исторического» в романе-эпопее?
6. Подготовьте
выступление на тему «Композиция романа-эпопеи «Война и мир».
7. Расскажите о
взгляде Толстого на движущие силы истории. Покажите, опираясь на примеры из
текста, два состояния общей жизни людей, проходящие через всё произведение
Толстого, – жизнь «миром», «всем
народом», в согласии с тысячелетними христианскими ценностями, и жизнь ничем
не контролируемым эгоистическим инстинктом, стадом, толпой.
8. Проанализируйте
поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните,
почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождём толпы?
9. Какую роль в
«мысли народной» играют у Толстого семейные и христианские мотивы?
10. Какие ценности
Толстой считает незыблемой и вечной мерой измерения хорошего и дурного,
отвергающей всякие претензии великой личности на неизмеримость её дел и поступков?
11. Проведите сопоставительный анализ
жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем близки и чем далеки
друг от друга эти герои?
12. Как изменяется
характер князя Андрея от Аустерлица до Бородинского сражения и что в личности
героя остается при этом неизменным?
13. Почему
трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею?
14. Какую роль в
судьбе Пьера играет участие в Бородинском сражении и общение в плену с
Платоном Каратаевым?
15. Чем
христианская любовь к жизни Платона Каратаева отличается от христианского
всепрощения князя Андрея?
16. Подготовьте
рассказ о Наташе Ростовой, отобрав связанные с нею ключевые эпизоды
романа-эпопеи. В ходе рассказа попытайтесь ответить на такие вопросы: Что
отличает Наташу Ростову от интеллектуальных героев романа-эпопеи? В чем
источник её обновляющей жизненной силы,
действующей на Андрея и Пьера?
17. Каков смысл
эпилога «Войны и мира»?
18.
Охарактеризуйте «войну» и «мир» как два собирательных художественных образа,
отражающих два универсальных состояния человеческого бытия.
Дополнительные вопросы и задания по изучению Толстого на
профильном уровне:
1. Используя
материал учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу,
составьте план ответа на вопрос о творческой истории романа-эпопеи «Война и
мир». Объясните, почему Толстой начал роман-эпопею с 1856 года, а затем перeнёc
действие к 1805 году?
2. Что отличает
«Войну и мир» от эпических замыслов западноевропейских писателей (Бальзак,
Золя)? Чем не похож характер человека в романе-эпопее Толстого на характеры
героев классических западноевропейских романов (Князь Андрей в Бородинском
сражении, Николай Ростов под Аустерлицем и Фабрицио Стендаля в битве при
Ватерлоо)?
3. В чём сходство
композиционного построения романа-эпопеи Толстого с поэмой-эпопеей «Кому на
Руси жить хорошо» Некрасова?
4. Л. Н. Толстой
называл «Бородино» Лермонтова зерном «Войны и мира». Попытайтесь обосновать,
почему?
5. Подготовьте
сообщение об основах религиозно-этического учения Толстого, используя
материалы учебника и рекомендации учителя. Что привлекает вас в проповеди
Толстого и что вызывает сомнение или резкое неприятие?
6. Расскажите о
последних годах жизни Толстого, опираясь на учебник и на рекомендованную
учителем литературу. |