1. Подготовьте рассказ о детстве и юности Гоголя.
2. Дайте целостную характеристику «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Что является причиной весёлости и грусти автора в этой книге?
3. Докажите, что сборник «Миргород» является новым
этапом в творческом развитии Гоголя.
4. Покажите, какие приемы «овеществления» человека и
комического воодушевления, побеждаемого чувством грусти и уныния, использует
Гоголь в повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем.
5. Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и
враждебность его искусству в петербургских повестях «Невский проспект», «Нос»,
«Записки сумасшедшего», «Портрет» (по выбору)?
6. В чем своеобразие сюжета «Мёртвых душ», какую
идейно-художественную роль играет в нем образ дороги? (Ответ сопроводите
собственными примерами из текста поэмы.)
7. Какие художественные приёмы использует Гоголь в
раскрытии характеров помещиков и почему при обрисовке большинства героев эти
приёмы повторяются?
8. Сравните характеристики Манилова, Ноздрёва, Коробочки,
Собакевича, Плюшкина по плану: первое впечатление, характерные особенности
внешности, манера поведения и речь, отношение к хозяйству, отношение к
окружающим, любимые занятия, жизненные цели, выводы.
9. Найдите в тексте поэмы художественные детали,
подтверждающие слащавость Манилова, ограниченность Коробочки, расхристанность
Ноздрёва, звероподобие Собакевича и вопиющую скупость Плюшкина.
10. Какие неожиданные штрихи при описании каждого из помещиков
нарушают однозначные выводы, которые готов сделать читатель по поводу
характеров этих героев? Приведите примеры из текста поэмы и объясните
содержательный смысл такого гоголевского приёма. Раскройте роль художественной
детали в тексте произведения.
11. Чем отличается изображение Плюшкина от других
героев-помещиков? «Мертвее» или «живее» он других персонажей поэмы?
12. Почему биография Чичикова даётся не в начале, а в
конце поэмы?
13. Какие обстоятельства детства и юности сформировали
характер Чичикова, чем он отличается от героев-дворян, каковы его жизненные
цели и идеалы, какие черты его характера вызывают всеобщую симпатию и почему?
Выпишите характерные слова и выражения Чичикова при встречах с помещиками. Как
они характеризуют героя?
14. Обдумайте ответ на вопрос: почему кипучая деятельность
Чичикова всякий раз заканчивается катастрофой?
15. Как и каким образом представлены в поэме индивидуальные
характеры крестьян и собирательный образ русского народа? Подготовьте сообщение
«Народные характеры в поэме».
16. Объясните смысл мажорного финала «Мёртвых душ». С чем
Гоголь связывает надежды на выход из противоречий русской жизни, изображенных в
первом томе «Мёртвых душ»?
17. Своеобразие композиции повести «Шинель» и её содержательный
смысл?
18. В чем причины резкой полемики Гоголя с Белинским по
поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Гоголя для
профильного уровня
Почему любовь Гоголя к Пушкину сопровождалась внутренней
полемикой с ним?
2. В чём причина непонимания Белинским Гоголя и резкого
спора с ним? Каковы последствия этого спора в осмыслении основного пафоса
творчества Гоголя последующими поколениями русских критиков, читателей,
литературоведов?
3. Как
раскрывается тема трагической сложности искусства в повести Гоголя «Портрет»?
Что связывает эту повесть со стихами Пушкина и Лермонтова о назначении поэта и
поэзии?
4. Почему Гоголь остался недоволен первой постановкой
комедии «Ревизор» на сцене? Почему это событие явилось источником глубокого
творческого кризиса писателя?
5. Найдите пушкинские мотивы из «Медного всадника» и
«Капитанской дочки» в повести Гоголя «Шинель». Какую роль они играют в
произведении Гоголя?
6. Расскажите о творческой истории поэмы «Мёртвые души».
Почему в процессе работы первоначальное жанровое определение (роман) перестало
удовлетворять писателя?
7. «Правда» Белинского и «правда» К. Аксакова в полемике
по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души».
8. Прочтите небольшой рассказ В. Шукшина «Забуксовал».
Как бы вы ответили на недоумённый вопрос Романа Звягина о финале первого тома
«Мёртвых душ»: «Всё гремит, заливается, а в тройке – прохиндей, шулер…
Мчимся-то мчимся, ёлки зелёные, а кого мчим?» |