1. На материале уже знакомых вам произведений Некрасова,
используя учебник, подготовьте сообщение «О народных истоках мироощущения
Некрасова».
2. Используя учебник и рекомендованную учителем дополнительную
литературу, подготовьте рассказ о детских, отроческих и юношеских годах
Некрасова. Проиллюстрируйте конкретными примерами ярославско-костромские
корни стихов Некрасова о народе.
3. Проанализируёте стихотворение Некрасова «Поэт и
гражданин» и покажите, как раскрывает в нём Некрасов драматические процессы в
развитии русской поэзии 1860-х годов.
4. Подготовьте развернутые ответы на вопросы: что нового
внес Некрасов в поэтическое освоение народной жизни по сравнению со своими
предшественниками? (Ролевая лирика – «В дороге», поэтическое многоголосье – «Школьник», «Влас»).
5. На примере анализа
стихотворений «Еду ли ночью по улице тёмной», «Мы с тобой бестолковые
люди» продумайте ответ на вопрос, что нового внёс Некрасов в любовную лирику?
6. На основе учебника и собственных наблюдений дайте характеристику
лирики Некрасова 1860-1870-х годов (
«Элегия» и «О Муза! Я у двери гроба…»).
7. Охарактеризуйте особенности жанра и композиции
поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и
собственные наблюдения.
8. Дайте развернутый анализ «Пролога», обратив внимание
на следующие вопросы: как возникает в «Прологе» эпический образ семи
странников-правдоискателей? Почему спор мужиков Некрасов считает событием
общенациональной значимости?
9. Перечитайте главу «Поп» и объясните, почему рассказ
священника о жизни духовного сословия вызывает и смущение и сочувствие
странников.
10. Подготовьте сообщение в классе на тему «Как меняется
образ народного мира от «Сельской ярмонки» и «Пьяной ночи» к главе «Счастливые»,
что нового в народные представления о счастье вносят Яким Нагой и Ермил Гирин
?».
11. Проанализируйте встречу крестьян с Оболтом-Оболдуевым
в главе «Помещик».
12. Как проявляются особенности жанра поэмы-эпопеи в
раскрытии Некрасовым эпического характера Матрены Тимофеевны в
«Крестьянке»?
13. Подготовьте рассказ о Савелии, используя учебник и
собственные наблюдения над текстом поэмы.
14. Проследите перемены, которые происходят в народных
героях поэмы-эпопеи от Якима Нагого к Ермилу Гирину и далее к Савелию и
Матрене Тимофеевне.
15. Покажите, как Некрасов добивается глубокого
общественного звучания той «камеди», которую разыгрывают мужики в главе
«Последыш».
16. Сравните состояние народного мира в «Последыше» с
«Пиром на весь мир» и подготовьте ответ на вопрос: Как изменяется народный мир
в «Пире...» по сравнению с «Последышем» и о чём свидетельствуют эти перемены?
17. Почему Гриша Добросклонов с его собственными песнями
появляется в конце «Пира...»? Что нового вносит Некрасов в изображение
народного заступника?
18. Пользуясь материалом учебника и знанием изученных
произведений, расскажите о том, что нового внёс Некрасов в русскую поэзию.
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Некрасова
на базовом уровне:
1. Сопоставьте «Родину» Лермонтова и стихотворение
Некрасова «В дороге». Покажите литературную преемственность Некрасова в
поэтическом освоении народной темы в русской поэзии.
2. Продумайте ответ на вопрос о своеобразии
юмористической поэзии Некрасова, используя материалы учебника и собственные
наблюдения над творчеством Некрасова, его предшественников и современников
(поэты журнала «Искра», Козьма Прутков).
3. Составьте план рассказа о причинах успеха поэтического
сборника Некрасова 1856 года, обратив особое внимание на новые пути, к которым
выводил Некрасов русскую поэзию.
4. Как меняется художественный мир Некрасова в лирике
1870-х годов? Раскройте пушкинские традиции в позднем творчестве Некрасова на
примере анализа стихотворения «Элегия».
5. Подготовьте рассказ о творческой истории поэмы-эпопеи
«Кому на Руси жить хорошо». Какова роль сказочного времени и пространства в
композиции поэмы? Попытайтесь
определить свою точку зрения в споре о
порядке частей в поэме-эпопее.
6. Как развивает и углубляет Некрасов в главе «Помещик»
тему взаимоотношений народа и господ, поставленную еще Тургеневым в «Хоре и
Калиныче» и других рассказах «Записок охотника»?
7. Проанализируйте песни и легенды, которые поёт и
рассказывает народ в «Пире — на весь мир». Можно ли на основании этих песен и
легенд говорить о неуклонном росте народного самосознания?
8. Подготовьте сообщение на тему «Фольклор в поэме-эпопее
«Кому на Руси жить хорошо». |