Пятница, 19.04.2024, 10:05


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТАЙНЫ ЛИТЕРАТУРЫ [43]
ПРАКТИКУМ "УЧИМСЯ ПОНИМАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ" [161]
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [25]
КАК ЧИТАТЬ КНИГИ [34]
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [40]
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ [295]
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОПЕЧАТОК [45]
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [55]
КАК МЫ ПОРТИМ РУССКИЙ ЯЗЫК [14]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЯЗЫКЕ [113]
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЛИТЕРАТУРЕ [55]
ЛИТ-РА, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ [23]

Главная » 2015 » Май » 27 » Вопросы и задания по творчеству Достоевского на базовом и профильном уровне
09:54
Вопросы и задания по творчеству Достоевского на базовом и профильном уровне
1. Подготовьте сообщение об основных событиях и впе­чатлениях детских лет, оказавших влияние на миросозерцание Достоевского.

2. Расскажите о годах учения Достоевского в Военно-инженерном училище, об­ращая внимание на факты, обострявшие его болезненный самоанализ.

3. Сопоставьте «Шинель» Гоголя с «Бедными людьми» Достоевского и покажите, что но­вого внес Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире.

4. Подумайте над вопросом: как мог примирить Достоевский свою глубокую религиозность с увлечениями утопи­ческим социализмом?

5. Подготовьте рассказ о тех переменах, которые произо­шли с Достоевским на каторге, используя материал учебника и автобиографиче­ские мотивы в «Записках из Мертвого дома».

6. Попытайтесь кратко сформули­ровать основные положения «почвеннической» программы Достоевского.

7. Объ­ясните, какие события в общественной жизни конца 1860-х годов повлияли на возникновение замысла романа «Преступление и наказание».

8. Из разных вы­сказываний Раскольникова в романе проясните и передайте суть той идеи, кото­рая взяла пленила героя. Проследите по тексту романа, что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы.

9. Обратите внимание на страни­цы, посвященные жизни «униженных и оскорбленных» (Мармеладов и его се­мейство) и «сильных мира сего» (Лужин, Свидригайлов), и покажите, как пе­тербургские впечатления укрепляют веру Раскольникова в правоту его идеи. Достоевский утверждал, что на его творчество оказала большое влияние поэзия Некрасова. Какие некрасовские мотивы встречаются в описании жизни «униженных и оскорблённых»?

10. Докажите на собственном анализе отобранных вами эпизодов романа субъ­ективность и предвзятость порабощенного идеей взгляда Раскольникова на окру­жающую жизнь. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остаётся богаче и шире поработившей её бесчеловечной идеи.

11. Проана­лизируйте душевное состояние и поведение Раскольникова после страшного сна-воспоминания об избиении саврасой крестьянской клячонки.

12. Как объяснить, что он, сознательно решивший отказаться от чудовищного замысла, все-таки идет убивать старуху? В какие тайники фанатически одержимой души проникает здесь Достоевский? Ответы подтвердите анализом конкретных эпизодов романа.

13. Почему после преступления Раскольников оказался в полном разладе с окру­жающими его людьми (проследите процесс этого отчуждения, анализируя эпизод пребывания Раскольникова в полицейской конторе)?

14. Раскройте психологиче­скую суть отношений Раскольникова со следователем Порфирием Петровичем (как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?).

15. Попытайтесь понять и объяснить с опорою на текст романа, какие противопо­ложные побудительные мотивы тянут Раскольникова к общению с Сонечкой Мармеладовой.

16. Как Раскольников рассчитывал объявить Соне о преступле­нии и что у него получилось? Покажите с привлечением текста романа, как хри­стианская душа Сонечки опровергает «самозаконодательство» Раскольникова.

17. Обратите внимание на сон Раскольникова в финале романа: какие обще­ственные болезни и эпидемии, угрожающие человечеству, пророчески угадал в этом сне Достоевский?

18. В чём видит Достоевский слабость современного «гуманизма» и какой рецепт спасения мира от нравственного разложения он предлагает?

       Дополнительные вопросы и задания по творчеству Достоевского на профильном уровне:

1. Какой философско-полемический смысл вкладывает Достоевский в драматический финал романа «Бедные люди»?

2. В чём заключается богоборческий, антихристианский смысл поработившей сознание Раскольникова идеи? Почему Достоевский включает в роман «Преступление и наказание» демонические, лермонтовские мотивы?

3. Докажите, опираясь на статью Н. Н. Страхова о «Преступлении и наказании», что  трактовка мотивов преступления Раскольникова Писаревым нуждается в существенной корректировке.

4. Объясните, почему именно автор «Преступления и наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и дети» –  «беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его «нигилизм»? В чём сходство и различие Раскольникова и Базарова?

5. Н. Н. Страхов утверждает, что  Достоевский в лице Раскольникова «взял нигилизм в самом крайнем его развитии». В чем состоит полемический смысл романа «Пре­ступление и наказание»,  какова глубинная суть спора Достоевского с Чернышевским и всей рево­люционной демократией?

6. Почему Н. Н. Страхов считает Раскольникова «истинно русским человеком»? Можно ли согласиться с той характеристикой русского национального характера, которую, вслед за Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй статьи?

7. Проиллюстрируйте характеристику пушкинского гения, данную Достоевским, собственными примерами из творчества русского национального поэта. С какими положениями речи Достоевского о Пушкине вам хотелось бы поспорить?

8. Сформулируйте основные уроки, которые дают человечеству XXI века романы Достоевского.

Категория: КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ | Просмотров: 7050 | Добавил: admin | Теги: контрольные вопросы по русской лите, олимпиадные задания по литера, русская литература ХIХ века, творческие задания по литературе дл | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0