1. Подготовьте
сообщение об основных событиях и впечатлениях детских лет, оказавших влияние
на миросозерцание Достоевского.
2. Расскажите о
годах учения Достоевского в Военно-инженерном училище, обращая внимание на
факты, обострявшие его болезненный самоанализ.
3. Сопоставьте
«Шинель» Гоголя с «Бедными людьми» Достоевского и покажите, что нового внес
Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия
открыл он в его внутреннем мире.
4. Подумайте над
вопросом: как мог примирить Достоевский свою глубокую религиозность с
увлечениями утопическим социализмом?
5. Подготовьте
рассказ о тех переменах, которые произошли с Достоевским на каторге, используя
материал учебника и автобиографические мотивы в «Записках из Мертвого дома».
6. Попытайтесь
кратко сформулировать основные положения «почвеннической» программы
Достоевского.
7. Объясните,
какие события в общественной жизни конца 1860-х годов повлияли на возникновение
замысла романа «Преступление и наказание».
8. Из разных высказываний
Раскольникова в романе проясните и передайте суть той идеи, которая взяла
пленила героя. Проследите по тексту романа, что толкает Раскольникова на
убийство старухи-процентщицы.
9. Обратите
внимание на страницы, посвященные жизни «униженных и оскорбленных» (Мармеладов
и его семейство) и «сильных мира сего» (Лужин, Свидригайлов), и покажите, как
петербургские впечатления укрепляют веру Раскольникова в правоту его идеи.
Достоевский утверждал, что на его творчество оказала большое влияние поэзия
Некрасова. Какие некрасовские мотивы встречаются в описании жизни «униженных и
оскорблённых»?
10. Докажите на
собственном анализе отобранных вами эпизодов романа субъективность и
предвзятость порабощенного идеей взгляда Раскольникова на окружающую жизнь.
Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова всегда остаётся богаче
и шире поработившей её бесчеловечной идеи.
11. Проанализируйте
душевное состояние и поведение Раскольникова после страшного сна-воспоминания
об избиении саврасой крестьянской клячонки.
12. Как объяснить,
что он, сознательно решивший отказаться от чудовищного замысла, все-таки идет
убивать старуху? В какие тайники фанатически одержимой души проникает здесь
Достоевский? Ответы подтвердите анализом конкретных эпизодов романа.
13. Почему после
преступления Раскольников оказался в полном разладе с окружающими его людьми
(проследите процесс этого отчуждения, анализируя эпизод пребывания
Раскольникова в полицейской конторе)?
14. Раскройте
психологическую суть отношений Раскольникова со следователем Порфирием
Петровичем (как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются
пророческие слова Порфирия: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел
рассчитать»?).
15. Попытайтесь
понять и объяснить с опорою на текст романа, какие противоположные
побудительные мотивы тянут Раскольникова к общению с Сонечкой Мармеладовой.
16. Как
Раскольников рассчитывал объявить Соне о преступлении и что у него получилось?
Покажите с привлечением текста романа, как христианская душа Сонечки
опровергает «самозаконодательство» Раскольникова.
17. Обратите внимание
на сон Раскольникова в финале романа: какие общественные болезни и эпидемии,
угрожающие человечеству, пророчески угадал в этом сне Достоевский?
18. В чём видит
Достоевский слабость современного «гуманизма» и какой рецепт спасения мира от
нравственного разложения он предлагает?
Дополнительные вопросы и задания по творчеству Достоевского на
профильном уровне:
1. Какой философско-полемический смысл вкладывает
Достоевский в драматический финал романа «Бедные люди»?
2. В чём заключается богоборческий, антихристианский
смысл поработившей сознание Раскольникова идеи? Почему Достоевский включает в
роман «Преступление и наказание» демонические, лермонтовские мотивы?
3. Докажите, опираясь на статью Н. Н. Страхова о
«Преступлении и наказании», что
трактовка мотивов преступления Раскольникова Писаревым нуждается в
существенной корректировке.
4. Объясните, почему именно автор «Преступления и
наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и
дети» – «беспокойного и тоскующего
Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его «нигилизм»? В чём
сходство и различие Раскольникова и Базарова?
5. Н. Н. Страхов
утверждает, что Достоевский в лице
Раскольникова «взял нигилизм в самом крайнем его развитии». В чем состоит
полемический смысл романа «Преступление и наказание», какова глубинная суть спора Достоевского с
Чернышевским и всей революционной демократией?
6. Почему Н. Н.
Страхов считает Раскольникова «истинно русским человеком»? Можно ли согласиться
с той характеристикой русского национального характера, которую, вслед за
Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй статьи?
7. Проиллюстрируйте
характеристику пушкинского гения, данную Достоевским, собственными примерами из
творчества русского национального поэта. С какими положениями речи Достоевского
о Пушкине вам хотелось бы поспорить?
8. Сформулируйте
основные уроки, которые дают человечеству XXI века романы Достоевского. |