1. Составьте
развёрнутый план рассказа о детстве, отрочестве и юности
Салтыкова-Щедрина. Какие детские и
юношеские впечатления повлияли на формирование сатирического таланта писателя?
Какие впечатления вынес Салтыков из Вятской ссылки?
2. Сформулируёте главную проблему «Истории одного города»
и подтвердите это конкретными примерами из текста произведения.
3. Расскажите, привлекая собственные наблюдения, о
смешении времён, сатирическом гротеске, сатирической фантастике, сатирическом
пародировании как основных художественных средствах, которыми пользуется автор
в «Истории одного города». Раскройте их содержательный смысл.
4. Проследите по тексту противоречивые и парадоксально
несовместимые характеристики, которые даёт автор городу Глупову, и докажите,
что с помощью соединения несоединимого он добивается углубления и расширения
масштаба своих сатирических обличений.
5. Покажите на конкретных примерах, как с помощью
гротеска и фантастики сатирик делает явным тайное, как некоторые сатирические
образы его приобретают пророческий смысл.
6. Подготовьте сообщение о тернистом пути
писателя-сатирика.
Дополнительные вопросы и задания по творчеству
Салтыкова-Щедрина на профильном уровне
(обзорное изучение):
1. Обрисуйте «административный бред» Угрюм-Бурчеева о
городе Непреклонске в «Истории одного города». Нашёл ли этот «бред» реальное
осуществление в истории человечества ХХ века? Приведите примеры, подтверждающие
гениальность пророческих предупреждений и предчувствий Салтыкова-Щедрина.
2. Составьте рассказ об истории глуповского «либерализма»
и попытайтесь определить, какие реальные факты из истории русского
освободительного движения и какие конкретные лица, его возглавлявшие, нашли
отражение в зеркале сатирических рассказов писателя об Ионке Козыре, Ивашке
Фарафонтьеве, Алёшке Беспятове и ходоке Евсеиче.
3. Познакомьтесь с трактовкой финала «Истории одного
города», данной в учебнике. Подумайте, не оставляет ли автор свободу читателю
по-разному трактовать этот финал?
4. Проанализируйте эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым
и объясните его символический смысл. |