|
В категории материалов: 56 Показано материалов: 31-56 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Дравидские языки распространены в
Индии. Они не родственны хиндустани и другим индоиранским языкам — это
совсем другая семья. Видимо, до прихода в Индостан индоевропейских
племен именно дравиды были господствующим населением этой части Азии. |
Языки Тихого океана это прежде всего австронезийские языки. Раньше они назывались малайско-полинезийскими,
но, как мы сейчас увидим, это такое же неточное название, как
«семито-хамитские», потому что в число австронезийских языков включаются
и такие, которые нельзя назвать ни малайскими (точнее, индонезийскими),
ни полинезийскими. |
В этой главе три героя. Миша — русский.
Мкртич — армянин. Мауи живет в Новой Зеландии и говорит на языке маори.
Почему мы выбрали их? Вы, наверное, уже сами догадались: из-за имен.
Ведь в звучании имени всегда слышно звучание языка. |
Мы говорим: звонкий согласный, глухой согласный… В учебнике перечислены звонкие согласные, например б, в, г, ж. У них есть глухие близнецы — п, ф, к, ш… |
В лингвистике четко различают два разных понятия. Даже три. Вот они: звук, звуковой тип, фонема. Что это такое? Ну, что такое звук, в общем, понятно. Сколько раз я произнес а, столько получилось звуков. |
До сих пор мы рассматривали звуки, можно сказать, поштучно. Брали в руки, поворачивали во все стороны, сравнивали с другими… |
Что такое склонение, вы хорошо знаете. Как
любят говорить школьники, «Это когда…». Когда что? Во-первых, когда в
слове есть основа и есть окончание. Иначе говоря, когда есть такая
часть, которая обозначает сам предмет: стол-, всадник-. |
На севере европейской части нашей страны, в тундре, живут ненцы и говорят на ненецком языке. В ненецком языке, как и в русском, есть глаголы, например: харвась — «хотеть». И есть существительные, например: хасава — «мужчина». |
Мать видит дочь… Дочь видит мать… Кто кого,
собственно, видит? В первом случае, наверное, та, кто видит, — мать. Во
втором — та, кого видят. |
В одной повести герой возвращается из армии
в родной город. Дело происходит в августе, но он встречает на улице
школьника вашего возраста, спешащего в школу. Выясняется, что у мальчика
переэкзаменовка. По какому предмету? По русскому языку! Не смог
сказать, что такое предложение. Герой начинает стыдить мальчика: так
ведь просто! |
У меня был знакомый в Австралии. Его звали Артур Кэпелл.
Профессор Кэпелл был известен каждому, кто занимался языками народов
Тихого океана. Каких только языков он не знал! От гавайского и
таитянского до языков аборигенов Австралии. |
Русский глагол знает три лица в двух числах: я иду, ты идешь, он (она, оно) идет, мы идем, вы идете, они идут. Строго говоря, это не совсем так. Они —
это действительно «он во множественном числе». (Кстати, раньше в
русском языке различались «он-много» и «она-много»: для первого было
местоимение они, а для второго — оне. Еще Пушкин употреблял оне). |
Очередная категория — род. Давайте сразу договоримся: нет в русском языке никакого рода. Как это нет? Учебник говорит, что есть! Ладно, есть. Если считать, что женщин мы обозначаем при помощи женского, а мужчин — при помощи мужского рода: он (Иван Иванович), она (Марья Петровна). |
Пожалуй, не менее разнообразны в различных языках формы прилагательных. Что такое прилагательное? Часть речи,
которая обозначает признак, имеет категории рода, числа, падежа и
степени сравнения и отвечает на вопросы какой? чей? |
Но прежде вернемся к вопросу: на столе — сколько здесь слов? Одно или два? Учебник считает, что здесь два слова,
и он по-своему прав. Сейчас я докажу, что это два слова. Во-первых, они
пишутся раздельно, а в русском языке, как известно, все слова пишутся
отдельно. Во-вторых, столе — это падежная форма, она входит в общий ряд: стол, стола, столу… |
Так о нем часто говорят. Не те, кто его изучает: те, кто не хочет, чтобы его изучали! Люди изучают русский язык, чтобы
побольше узнать о нашей стране. О стране Пушкина, Чехова, Толстого. О
стране Павлова, Менделеева, Королева. И никто не может сейчас просто
запретить изучать русский язык. |
Не только обычные люди, не имеющие
отношения к науке, но даже и многие ученые — философы, языковеды —
уверены: есть языки «развитые», языки, достойные называться языками. А
есть «первобытные». Примитивные, неразвитые. |
Вопрос совсем не случайный. Потому что очень часто обвиняют «первобытные» языки в словесной бедности. В них якобы слов 200–300. Это явная подтасовка! Нет и не может
быть таких языков. |
Часто говорят: у каждого языка есть своя
«картина мира». Некоторые ученые считают возможным по особенностям языка
судить о мышлении народа. Им кажется, что язык — нечто вроде цветных
очков: наденешь их, и все цвета меняются, красное кажется черным, синее —
лиловым… |
Эта глава посвящена одной из самых увлекательных сторон языка — а именно письменности. Или, как чаще говорят, — письму. Вопросы, поставленные в названии
главы, — не праздные. Действительно, это мы с вами, да и вообще все
европейцы, привыкли, что буквы и слова идут слева направо. |
Одно и то же количество предметов можно обозначить при письме разными способами. Проще всего изобразить каждый предмет специальным значком, например черточкой… |
Внешне древнеегипетская письменность, как и всякая идеографическая письменность, очень схожа с пиктографией, хотя с самого начала эти два вида письменности существенно различались. |
Египетские иероглифы не так уж долго
оставались идеографическими знаками. Довольно скоро наряду со знаками,
обозначающими непосредственно содержание слова без учета его звучания,
появились фонетические знаки, отражающие именно звучание. |
Из финикийского алфавита и родственных ему
возникли многие другие письменности, в основном слоговые, в которых
гласные стали обозначаться значительно позже. |
Можно ли стоять не по-русски? Можно! Чтобы в этом убедиться,
достаточно взглянуть на эту зарисовку. Она сделана в городе Тбилиси. Я
часто и помногу там бывал и могу подтвердить: грузины нередко стоят
именно так.
|
Рассказывая о науке, надо говорить не
только о ее вчерашнем дне, но в первую очередь о сегодняшнем и
завтрашнем. Прошлое тоже дело почтенное, но не оно определяет главные
линии и основные задачи развития науки. |
| |