Можно ли стоять не по-русски?
Можно! Чтобы в этом убедиться,
достаточно взглянуть на эту зарисовку. Она сделана в городе Тбилиси. Я
часто и помногу там бывал и могу подтвердить: грузины нередко стоят
именно так. Важнее другое: русские никогда так не стоят!
Сядьте и закиньте ногу на ногу. Готово? Вы положили коленку одной ноги на коленку другой, как на рисунке.
Предложите сделать то же американцу: он положит щиколотку одной ноги на колено другой, как на рисунке.
А теперь давайте попросим людей
разных национальностей сесть на пол. Мы с вами к этому вообще не
привыкли, нам нужны либо стул, либо табуретка, либо скамейка. Но если
сесть на пол все-таки придется, мы, так сказать, отбросим ноги в
сторону. Нам так удобнее. А турки и вообще народы Ближнего и Среднего
Востока «сядут» по-турецки. Японцы всегда садятся на корточки.
Североамериканский индеец, когда садится, подложит под себя ногу.
Художник нарисовал, как сидят люди разных национальностей. Внимательно посмотрите этот рисунок и сравните каждого из сидящих.
Чтобы по-русски сделать утвердительный жест, мы киваем головой. Если хотим сказать «нет» — мотаем головой влево и вправо.
У болгар наоборот (или, вернее, почти наоборот).
А вот что пишет один американский исследователь про другие народы:
«У овимбунду в знак отрицания принято
махать рукой перед лицом, вытянув указательный палец; негритосы
выражают отрицание, опуская глаза. Семанги резко вытягивают шею вперед в
знак согласия… В Бенгалии (для утверждения. — A. Л.) четырежды
наклоняют голову от плеча к плечу, так что макушка описывает плавную
кривую; в Пенджабе и Синде откидывают голову назад по кривой к левому
плечу, причем это движение делается один раз… На Цейлоне опускают
подбородок и отводят его вниз и влево по кривой…»
Советский востоковед, большой знаток
арабской культуры Ю. Н. Завадовский прибавляет к этому: «…Чтобы сказать
просто "нет", арабы поднимают голову (турки при этом прищелкивают
языком), а чтобы выразить абсолютное отрицание, кусают ноготь на большом
пальце правой руки и затем быстро выбрасывают руку вперед».
Как поманить человека пальцем? Вот
так: А арабы Северной Африки делают наоборот: Вы встретили знакомого и
хотите с ним поздороваться. Как вы это сделаете?
Первый способ — рукопожатие. Но
далеко не единственный! Можно кивнуть головой. Можно поднять правую руку
и помахать ею из стороны в сторону. Можно снять кепку или поднести к
ней руку, как будто вы хотите ее снять. Можно прикрыть глаза и
улыбнуться. Или просто улыбнуться. Можно хлопнуть приятеля по плечу или
по спине. Можно обняться и даже поцеловаться с ним. Или поцеловать руку
(если это женщина).
Лет пятнадцать назад я открыл еще
один способ. Представьте: вы сидите с кем-то и заняты очень важным
разговором. Некто проходит мимо и здоровается с вами. Вы не можете
оторваться от беседы. Что вы делаете? Не прекращая разговора, поводите
глазами на «прохожего» и слегка приподнимаетесь.
И все равно это будет понято как приветствие!
Но всеми этими способами здороваются именно по-русски. Предоставлю слово тому же американцу — Уильяму Ла Барру:
«… Эскимосы реки Коппер приветствуют
чужеземцев ударом кулака по голове или по плечам, а жители
северо-западных районов Амазонки хлопают друг друга по спине в знак
приветствия. Полинезийцы обнимаются и потирают друг другу спину.
Южноамериканские испанцы (мужчины) приветствуют друг друга стереотипным
объятием: голова над правым плечом партнера, три хлопка по спине, голова
над левым плечом партнера, еще три хлопка… Двое курдов при встрече
хватают друг друга за правую руку, поднимают руки, не разжимая их, и
попеременно целуют друг другу руки. Андаманцы садятся друг другу на
колени в знак приветствия, обнимаются за шею и при этом плачут…
Прощальное приветствие состоит у андаманцев в том, что подносят руку
партнера ко рту и тихонько дуют на нее».
У вас, возможно, возникло желание
ввести эскимосское приветствие в школьную практику. Не рекомендую. Тогда
уж и все остальное надо делать по-эскимосски. Например, есть сырое мясо
(само слово эскимос и означает на одном из индейских языков «сыроед»).
Что такое этикет?
Я встретился со своим узбекским или
таджикским другом. Даже если он очень торопится, он никогда не начнет
разговора прямо с дела. Сначала он подробно расспросит о моем здоровье, о
здоровье моей семьи, а я, зная этот обычай, расспрошу его о том же.
Ответа, в сущности, не требуется, но узбекская вежливость требует, чтобы
эти вопросы были заданы.
А вот у кабардинцев подобные
расспросы считаются неприличными. В прежнее время обычаем было запрещено
в течение трех дней (!) задавать гостю вопросы — даже о том, кто он,
откуда и куда едет. Так что если гость хотел, он мог оставаться вообще
неизвестным никому — сохранять инкогнито…
У каждого народа, и у русского в том
числе, есть свои обычаи, свои представления о том, что вежливо и что
невежливо — вообще и в данный момент. Ясно, что есть и универсальные,
общие правила. Ни один вежливый человек, к какому бы народу он ни
принадлежал, на каком бы языке ни говорил, не плюнет в присутствии
гостя, не повернется спиной, поздоровавшись с человеком… Невежливость
остается невежливостью; а вот вежливость меняется от народа к народу, от
языка к языку.
Немецкий путешественник Кох-Грюнберг
рассказывает: у индейцев Бразилии принято такое правило. Если кто-то
уходит, он должен подойти к каждому из присутствующих отдельно (сколько
бы их ни было!), сообщить о своем уходе и услышать: «Иди». Когда он
возвращается, то подходит опять к каждому и каждый спрашивает его:
«Вернулся?» И тот отвечает: «Да». Это совершенно обязательно. Общее
«пока!» или общее «привет!» — там страшнейшее нарушение правил
вежливости, на вас после этого просто смотреть не станут!
Если гость приходит в китайский дом,
ему всегда предлагают пообедать. Настойчиво предлагают! А гость — по
этикету — обязан отказываться… Так, кстати, и у армян, и у египтян.
У японцев принято говорить о
собеседнике только преувеличенно хорошие слова: не «ваше имя», а «ваше
почтенное имя», «ваше благоухающее имя». Не «ваше письмо», а «ваше
драгоценное письмо». А о себе, напротив, необходимо говорить
уничижительно: не «моя работа», а «моя неумелая работа», не «мой дом», а
«мой жалкий дом»…
Что означает заяц?
В каждом языке, у каждого народа есть предметы, цвета, изображения, которые значат больше, чем они значат на самом деле.
Как это может быть?
Береза для любого русского не только дерево. Это еще и символ, знак Родины. Помните песню?
…Вернулся я на родину,
Шумят березки стройные…
Красивую, стройную женщину тоже
сравнивают с березой, березонькой. Совсем по-другому обращается русский с
осиной: осиновый кол, дрожать как осиновый лист. Черепаха — символ
медлительности. Заяц — он какой? Торопливый, серый, косой и трусливый.
«Эх ты, заяц!» Лиса— хитрая, льстивая («Какие перышки! Какой носок!»).
Медведь — неуклюжий, добродушный.
…Англичане, переезжавшие в Австралию
или Новую Зеландию, брали с собой рассаду маленького весеннего цветка —
первоцвета, или примулы, и высаживали этот цветок под окном дома.
Первоцвет — это символ родной страны для англичанина. А для канадца
«березой» служит клен: кленовый лист изображен даже на канадском флаге. И
на свитерах канадских хоккеистов.
В странах, где распространена
буддийская религия (в Тибете, Монголии, Непале), заяц — животное
уважаемое: символ мудрости. А у японцев, африканских негров — символ
ума, догадливости: таким он выступает в сказках этих народов.
Корова у нас не слишком почтенное
животное. А у древних греков назвать женщину «волоокой», то есть
сказать, что у нее глаза коровы (вола), значило сделать ей высший
комплимент. В Древней Индии прекрасную женщину называли гаджагамини —
«идущая походкой слона». Сравнить ее с коровой тоже было почетно.
А береза для древних индийцев — символ милосердия, любви к людям.
И в заключение один случай,
происшедший на моих глазах. Наш монгольский коллега, занимающийся в
Монголии преподаванием русского языка, приехал в Москву и работал над
учебником. Ему попался текст, названный так: «Собака — друг человека».
Мой знакомый очень смутился. Когда
его спросили, в чем дело, он сказал: «Текст не очень подходит для
монгольских студентов. Разве собака — друг человека?»
— Ну, а кого же можно назвать другом? — спросили мы.
— Да хотя бы лошадь, — уверенно ответил он. |