Одно и то же количество предметов можно обозначить при письме разными способами.
Проще всего изобразить каждый предмет специальным значком, например черточкой…
Предположим, речь идет о трех
предметах. Тогда у нас будет такая запись: III. Это римская цифра три.
Ее прочтет любой человек, ни слова не понимающий по-русски, даже
неграмотный. Если потребуется прибавить или отнять единицу, то в римской
цифре достаточно прибавить или отнять палочку (в древнем Риме четыре
обозначались не IV, как теперь, a IIII).
Другой способ заключается в том, что специальным значком обозначается не каждый из считаемых предметов, а общий итог счета — 3.
Если теперь к подсчитанным нами предметам прибавить еще один или
убавить от них один, то внешний облик значка изменится. И мы получим 4 или 2. Такие цифры прочтет и человек, не знающий русского языка, но знакомый с числовыми значениями всех арабских цифр.
Есть и третий способ, когда название числа пишут буквами: три. Такую «цифру» уже не прочтет тот, кто не знает русского языка.
Все три способа служат для обозначения одного и того же содержания и используются в различных письменностях земного шара.
Письменность делится на три главных типа или вида: рисуночная, картинная, или пиктографическая (от лат. pictus «писанный красками, нарисованный» + греч. grapho «пишу»), символическая, или идеографическая (от греч. idea «понятие» + греч. grapho «пишу»), и звуковая, или буквенная. Давайте последовательно рассмотрим все основные виды письма и попытаемся представить историю его развития.
Рисуночное письмо — это, собственно,
еще и не письмо, а рисунок, изображающий то, о чем идет речь. Рассмотрим
пример такого письма. Эти записи взяты из хроники-летописи индейцев
дакота, написанной на коже бизона индейцем по имени Одинокая Собака.
Каждую весну все мужчины племени собирались вместе и решали, какое
событие было наиболее значительным в году (год у дакота считался от лета
до лета). Знак для этого события вносили в хронику. Устанавливая ту или
иную дату, опирались на эту хронику и говорили так: Я родился в году, когда отец Одинокой Собаки сломал ногу.
А вот еще одна надпись рисуночным
письмом, но уже меньше похожая на рисунок и скорее напоминающая
настоящее письмо, так как обозначено им не просто событие, а содержание
определенного, известного текста. Это тоже индейская хроника, на этот
раз племени делаваров. Она называется по-делаварски «Валам Олум», что
значит «живопись, соответствующая истине». На этих двух рисунках
изображена часть рассказа о потопе (это, конечно, «доисторическая»,
сказочная часть хроники). Каждый рисунок вызывает в памяти
рассказчика-делавара строчки хроники:
Амангамек, маркдоппанек, алендьювек, метцираннек. Манитодасин мокол вичемаг. «Пал-пал», пайат, пайат, ведичеман.
Большие рыбы, их было много, людей
некоторых они сожрали. Манитодасин с лодкой помогла им. «Приди!»
Пришла, пришла, помогла всем.
Манитодасин — буквально «таинственная дочь». Это прозвище мифологического существа — женщины Нипахумсква, живущей на Луне.
Из этих двух надписей следует вывод:
письменность должна быть, как говорят, мнемоническим (в переводе с
греческого — «памятным») приемом, то есть сохранять память о том или
ином событии или воспроизводить тот или иной текст. Но письменность не
ограничивается мнемонической функцией. Ею часто пользуются для того,
чтобы передать от одного человека к другому какое-нибудь важное
сообщение. Недаром само слово письмо имеет два значения — «письменность» и «письменное сообщение, пересылаемое на далекое расстояние».
На рисунке, помещенном ниже,
воспроизведено печальное письмо юкагирской девушки (юкагиры — небольшая
народность, живущая в северо-восточной части Якутии и на Чукотке):
девушка (1) живет в своем доме, но ее мысли витают над домом другого
человека (2), хотя у него жена и двое детей (3). А вокруг дома девушки
бродит юноша (4), и все мысли его над ее домом.
Иногда письменные знаки определяют,
как человек должен в том или ином случае действовать. Зачатки такого
письма — зарубки охотников на деревьях. А в усовершенствованном виде мы
можем наблюдать его в знаках уличного движения: например, перечеркнутая
стрелка означает, что движение в определенном направлении запрещено.
В современном обществе
пиктографическое, или рисуночное письмо встречается на каждом шагу.
Может быть, это делается именно для того, чтобы привлечь внимание
непривычной в наше время формой сообщения? Вот несколько общеизвестных
примеров: череп и кости на трансформаторных будках; значки родов войск
на погонах и в петлицах военнослужащих — танки, пушки, крылья; рисунок
рюмки на коробках, в которых перевозятся бьющиеся предметы, и т. д.
В сущности, пиктографические надписи ничем не отличаются от рисунка. |