Одними из последних могикан
литературы советского периода были интереснейшие писатели Ф. Искандер и
И. Грекова. К сожалению, программа перегружена, и изучать их творчество
затруднительно. После них литературные прерии заселили малоисследованные
племена модернистов, постмодернистов и постпостмодернистов. Если судить
о современной русскоязычной литературе (именно русскоязычной, потому
что она потеряла в значительной степени «русскость») по обзорной
периодике, то ситуация такова. Часть прозаиков до сих пор (!) занята
«сведением счетов» с коммунистическим прошлым или (теперь все
дозволено!) находит драйв в изображении секса, пьянства и мата и т. д.
Другая часть прозаиков изобретает новые формы, не заботясь о содержании.
Вероятно, есть и еще течения, известные в основном издателям.
Терпеливый читатель и специалисты из
Министерства образования ждут, что же из этого всего получится. С кем из
писателей можно знакомить школьников. С Калединым, М. Палей? Нет, это
«чернуха». С Т. Москвиной, О. Робски? Нет, глэм-проза не годится.
Русскоязычные детективы и боевики (насилие плюс сопли плюс отсутствие
психологии) – скучны. Остаются, судя по обзорам, топ-авторы: В. Пелевин,
Т. Толстая, В. Сорокин, Б. Акунин, Л. Улицкая. У меня есть большие
сомнения на их счет. Может быть, я не прав.
Нетерпеливый читатель, который не
вполне в теме (как я), но стремится осознать проблему в целом,
удивляется. Неужели прав Маркс, что бытие так железно определяет
сознание людей и особенно писателей? В данном случае –
либерально-рыночное бытие. Неужели среди десятков прозаиков не найти
одного «инопланетянина», кто мыслит категориями красоты, чести, свободы,
наконец, черт побери, демократии, которая, уже существует – какая ни
есть? Беда! Нет, нет – бедность духа. Они – наследники Гоголя.
Читателей и педагогов, кто
огорчен или возмущен «чернухой», с легким сердцем могу обнадежить. В
этом явлении есть доля социального позитива. Это суждение я нашел в
книге «Филология. Социальная антропология». Ее автор – обрусевший немец
Иван Гегель. К сожалению, я книгу потерял во фрязинской электричке в
третьем вагоне с хвоста. Гегель утверждает, что литературный декаданс в
социальном смысле полезен. Он вызывает в социуме ускоренную реакцию
очищения. Книги, посвященные изображению секса, пьянства, матерной
брани, насилию и т. п., нормальные читатели быстро перестают читать. А
читатели – любители «чернухи» долго не живут. И Гегель доказывает это
научно, хотя и с долей цинизма. Еще быстрее покидают этот свет,
утверждает он, творцы «чернухи» из-за психического и духовного
истощения. Поэтому можно ожидать скорого (конечно, в исторических
масштабах, не завтра же) оздоровления и социума, и литературы. Ура! Ура!
Итак, на неопределенное время предлагается в части изучения постсоветской литературы оставить белые пятна. |