Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов
язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII
века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности
I. Проверка домашнего задания
После короткой артикуляционной разминки слушаем выразительное
чтение басни Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...»,
выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие,
сила и богатство...» и подготовленных высказываний-рассуждений на
заданную тему.
II. Роды и жанры литературы
Читаем теоретическую статью учебника (с. 53), делаем записи в тетради, например:
Роды литературы |
Жанры |
Эпос |
Рассказы, повести, романы |
Лирика |
Стихотворения, поэмы |
Драма |
Пьеса-сказка, драма |
— Произведения каких жанров мы уже изучали? К каким родам литературы они относятся?
III. Басня, аллегория, эзопов язык. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)
Активизируем знания, которые есть у детей к 5 классу.
— Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?
Как правило, дети уже знают, что такое мораль басни, читали
басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Мартышка и
очки», «Квартет», «Мужик и Медведь» и некоторые другие. Предложим тем,
кто повторил басни, прочитать их наизусть.
Басня — это краткий стихотворный или прозаический
рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный,
аллегорический смысл.
Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).
— Что такое мораль басни?
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Слово учителя
Учитель расскажет, что басня — очень древний литературный жанр.
Один из самых известных баснописцев — Эзоп — жил в Древней Греции в VI
веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые
потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни
Эзопа не были стихотворными.
Подготовленные ученики читают басни Эзопа 1.
ЭЗОП
ВОРОН И ЛИСИЦА
Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и
захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась
его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других
стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и
голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос:
выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала,
ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в
голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими
гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь,
сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
ВОЛЫ И ОСЬ
Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! Мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»
Так и некоторые люди: другие трудятся, а они притворяются измученными.
ЛИСИЦА И СОБАКИ
Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из
ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты
делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала
лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я
приласкаю тебя по-собачьему!»
Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.
Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:
Эзопов язык — язык иносказаний.
В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил
писатель Жан де Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23
столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и
тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны
стихами 2.
ВОРОН И ЛИСИЦА
Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого урока ему не понадобится.
ЛИСИЦА И ВИНОГРАД
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им лакомится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать? |
ИЗРЕЧЕНИЕ СОКРАТА
Сократ однажды строил дом,
Каждый судил о нем по-своему:
Иному комнаты казались,
Право, дурны для такого хозяина,
Другой бранил внешний вид, но все
Твердили, что дом непомерно мал:
«Разве это дом? Повернуться негде!» —
«Ах, было б у меня столько истинных друзей,
Чтоб его наполнить!» — сказал Сократ.
И мудрец был прав:
Для таких его дом даже слишком был велик.
Каждый зовет себя другом, но глупец, кто этому верит:
Слыть другом — ничего нет легче,
Быть другом — ничего нет реже.
|
В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни.
Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским
баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.
IV. И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности
Читаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству И. А. Крылова (с. 56—58).
Подчеркнем, что именно чтение помогло Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени.
Домашнее задание
Подготовить рассказ об И. А. Крылове (2-е задание, с. 58).
Опережающее домашнее задание
Взять в библиотеке сборник басен Крылова, читать басни, готовиться к викторине
|