I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.
II. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
Учитель может начать с того, что предложит ученикам прочитать на с. 86 учебника и записать более короткое определение баллады:
Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале.
Текст баллады читает учитель (8—9 минут). После чтения дадим
ученикам возможность пережить драматический сюжет баллады и зададим
несколько вопросов, чтобы выявить восприятие баллады учениками.
— Кто главные герои баллады?
Главные герои баллады — царь, молодой паж и дочь царя. Морскую
пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.
— Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?
— Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе
картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?
— Как вы относитесь к поступкам героев?
— Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?
Благородство — это высокая нравственность, соединенная
с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна,
когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит
отца не отправлять его в море второй раз.
Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
Жестокость — крайняя суровость, безжалостность,
беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о
своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично
посылает молодого пажа в море.
Одаренным ученикам можно задать вопрос:
— Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?
Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает
свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что
царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью
выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят»
и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к
царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного
юношу.
Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «...вдруг паж
молодой // Смиренно и дерзко вперед...» Автор передает свое отношение к
пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец
отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что
юноша «борется, спорит с волной...». Человек, который не сдается,
всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью
небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах...» Мы понимаем,
что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.
Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во
время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой...»
Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.
Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с
волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть,
с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда
она «с трепетом в бездну... глядит».
— Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?
Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши,
бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют
за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях
победителям дарят кубки.
Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и
над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но
когда он нырнул ради исполнения царского каприза — не смог победить.
III. Подготовка к выразительному чтению баллады
— Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?
Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации,
которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает
основы саморефлексии.
При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при
описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша
нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул).
Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими
глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и
заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в
этой балладе повторяется особенно часто.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Кубок».
Прочитать статью учебника «Из истории создания баллады „Кубок"». Выучить определение баллады.
Принести вторую часть учебника в класс.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о балладах Жуковского.
Нарисовать иллюстрации к балладе «Кубок».
|