I. Артикуляционная разминка
II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки
Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности
сюжета
Практикум
Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем
учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из
текста.
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
— Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
— Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
— Кто пробудил царевну от волшебного сна?
— Расскажите о героях сказки.
Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне,
расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои
типичны для народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами
характера.
— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке (с. 72). Соответствует ли она вашим представлениям о героях? Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
— Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет,
зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба,
пир, и я там был...»
В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья,
предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну
о спящей царевне.
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
Далее можно разделить класс на две (четыре) группы и дать
каждой свое задание. Через 5—7 минут проверить его выполнение.
С точки зрения организации самостоятельной работы в группах
важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им
задание. В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и
каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из
отрывков — это ускорит работу и сделает ее более качественной.
1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот
царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет»,
«Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не
рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...».
2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не
встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам»,
«Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет
числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь
огромный царский дом...», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких
сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко
рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал...»
Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и
письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов
«Время все текло, текло; // Вот и триста лет прошло...») и читать его
медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.
III. Выразительное чтение сказки
— Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со
старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет
царский сын.
Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть
фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой,
описание объятого сном замка).
|