I. Проверка домашнего задания
«Вересковый мед»
Слушаем выразительное чтение баллады Стивенсона «Вересковый
мед». Поощрим хорошими оценками тех, кто выучил балладу или отрывок из
нее наизусть.
II. Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество
Слушаем рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве
Роберта Льюиса Стивенсона. Учитель дополнит рассказ школьника, выделив
главное в характере писателя: силу воли и жажду жизни, которая
позволила Стивенсону победить болезнь и стать знаменитым писателем.
Сообщение ученика
Стивенсон родился в Англии в семье потомственного морского
инженера. И отец, и дед Стивенсона были изобретателями. Смысл своей
жизни отец будущего писателя видел в строительстве маяков и мечтал,
чтобы его сын продолжил эту традицию.
Но сын не стал инженером. С детства он видел паруса и море,
слышал удары волн о суровые рифы; во время летних каникул он ездил по
Шотландии, слушал рассказы жителей о кораблекрушениях, о безжалостных
бурунах и таинственных горных вершинах. Все это питало воображение
мальчика и будило в нем любовь к родному краю. Позже он обработает
народные поверья, напишет о Шотландии стихотворения и романы, рассказы и
очерки.
Но жизнь писателя не была простой. В детстве он заболел
туберкулезом и часто бывал надолго прикован к постели. Сам Стивенсон
так писал об этом: «Детство мое, по правде сказать, было безрадостное.
Жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи». Во время
учебы в университете состояние его настолько ухудшается, что врачи
советуют ему сменить климат и поехать на юг Франции. Стивенсон описывает
это путешествие в путевых очерках, которые становятся первым
опубликованным произведением писателя (1873 г.).
Стивенсон мечтал о путешествиях, о прекрасном мире, полном
приключений, где живут красивые, сильные люди. Он сделал такой
прекрасной свою жизнь, он создал притягательный мир приключений в своих
книгах.
Стивенсон с семьей переехал в Америку, затем нанял яхту и семь
месяцев плавал по южным морям, сам греб на шлюпке, прорубал дорогу в
лесных зарослях, ездил верхом, общался с новыми людьми. Болезнь,
подчиненная жажде жизни и сильной воле человека, отступила.
Стивенсон купил участок земли на одном из островов Самоа в
Океании (Тихий океан). Он подружился с местными жителями, помогал им,
много работал физически, но при этом не было года, чтобы в печати не
появлялось новое произведение Стивенсона. К нему часто приезжали гости,
о его жизни ходили легенды.
Умер Стивенсон от кровоизлияния в мозг, когда ему было 44 года.
Похоронили его на вершине горы, которая возвышается над островом.
С этой горы человек, насколько хватает глаз, видит беспредельный
морской простор.
После смерти Стивенсона было издано 30 томов его сочинений.
Лучшие произведения Стивенсона — «Остров сокровищ», «Похищенный»,
«Черная стрела», «Катриона», сборник стихотворений «Детский цветник
стихов» (в другом переводе — «Сад стихов для детей»).
III. «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона
Слушаем сообщения учеников о романе «Остров сокровищ» и других
произведениях писателя. Если позволяют условия, можно показать отрывок
из фильма режиссера В. Воробьева «Остров сокровищ» (Ростелерадио СССР,
1982). Главная задача этой части урока — побудить учащихся к чтению
произведений Стивенсона.
Домашнее задание
Читать произведения Стивенсона, сделать записи в читательском дневнике (или в рабочей тетради).
|