I. Артикуляционная разминка
Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.
II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и
поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного
повествования
Беседа
— Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы
встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало
сказки?
Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое
присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем
варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу.
— Кто главные герои сказки? Почему сказка называется
«Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и
главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с
заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный
Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу
младшего царевича.
— Как царь предложил своим детям искать себе невест?
После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать
выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали
стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
— Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
— Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке. Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
— Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
— Как утешала Ивана-царевича лягушка?
— Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
Остановимся с учениками на описании того, как Василиса
Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац
выразительно и спросим:
— Что особенного в этом описании?
Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они
запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к
представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее
заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
— Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать
мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит
акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за
Василису выполняют ее помощники.
— Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.
Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят. |
— Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от
слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» — до слов:
«Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно».
Литература и изобразительное искусство
— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир».
Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с
иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень
точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов
героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках
невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но
прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые
словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем
догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная.
При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
— Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?
III. Самостоятельная работа
— Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
Примеры
Отрывок о клубочке можно записать так:
Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам... |
Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:
Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик. |
Домашнее задание
Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника |