Удивительно, что педагоги предлагают
изучать не лучшие (ранние) произведения Пастернака, а неудачный роман
«Доктор Живаго». Он включен в программу. Это ошибка. Мои доводы
следующие. Во-первых, напомню автокомментарии. Они помогут понять
замысел и его воплощение. Я… «решил рассказать правду об опыте своего
поколения и судьбе страны… герой романа… нечто среднее между мной,
Блоком, Есениным и Маяковским…». В романе раскрыта «тема бесстрашия
жизни, идущей путем страдания». Опустим причисление себя к классикам.
Важно, что сформулирован замысел.
Прочтем книгу сначала поверхностно, обращая внимание на стиль, язык, изобразительные средства и т. п.
1. Неблагозвучно-корявые имена городских
персонажей: Гарумековы, Фурлыгин, Тиверзин, Зевороткина, Веденяпин,
мадам Гишар, госпожа Диклофенак, Выволочнов, Дудоров… Читать вслух –
гортань сводит судорога. «Карл у Клары украл кораллы».
2. Подло-разбойничьи имена простого люда:
Храпугина, Огрызкова, Шелабурин, Гулевой, Гнилой, лешачиха-дейманка
Злыдариха (последнее имя взято из книги Бирюкова, см. ниже) и т. п.
Здесь проявилась скрытая неприязнь автора к народу, не иначе.
3. Обилие сентиментальных пошлостей,
свойственных бульварным романам XVII–XIX вв., как то: «черная
неблагодарность», «сдержанные рыдания», «поцелуи благодарности», «рвал и
метал», «нечеловеческим усилием воли он победил страх смерти», «по
улице пели и жужжали пули», «Юрий упал, обливаясь кровью», «чудеса
находчивости и храбрости», «слезы душили его», «в письме рыдания
нарушали построение периодов, а точками служили следы слез и кляксы»
и т. п.
4. Масса публицистики, например: «она»
гладит белье, «он» длинно и с пафосом рассказывает «ей», как видит
политические события и насколько они соответствуют определенным
стандартам. «Она», заслушавшись, прожигает дыру в белье. Читать –
скучно. Белья – жалко.
5. Крестьяне изъясняются так: «Орел у тебя
родитель. Экий зверь речи отжаривать»; Бабы ругаются: «Чтоб ты сдохла,
гнида-шеламура, кошка шелудивая», «Из канавы рожденная, в подворотне
венчанная, крысой забрюхатела…»; Старик кучер рассказывает о себе и
понукает лошадь: «Опять стала, безногая! Анделы в Китаях, тебе говорят,
аль нет?.. Я у ем свой век отвековал… Во всех рукомествах –
предолжностях. И крепежником был… Опять стала, черт, шиликун! Тебе
говорят, мазепа!»; «Инно жара кака анафемска! Яко во пеши авраамстии
отроци персидстей!».
Создается представление, что автор не
видел, не слышал живых крестьян, а заковыристые словечки взял из книг. И
действительно, в комментариях к своей книге Пастернак признает, что
пользовался «Дореволюционном фольклором на Урале» В. П. Бирюкова.
Повторно прочтем роман и познакомимся с крестьянами, интеллигентами и, наконец, с доктором Живаго.
1. Крестьяне изображены, дремучими и
злобными убийцами. Их сущность подчеркивается бандитскими фамилиями, а
также контрастом с духовностью интеллигентов.
Интеллигенты – Гордон и
Дудоров – ум, честь и совесть поколения. Их образы схематичны. Они –
бумажные солдатики и отличаются только фамилиями. Автор усиливает
схематизм краткими биографическими сведениями – оба до войны попали в
ГУЛАГ (знак времени!). Одного выпустили, другой, чтобы освободиться,
охотником вступил в штрафбат. «И затем атаки и атаки, километры колючей
проволоки с электрическим током, мины, минометы, месяцы и месяцы
ураганного огня… До одного выкашивало… весь этот кровавый ад был
счастьем по сравнению с ужасами концлагеря». «Да, брат, хлебнул ты
горя». Да, брат, Читатель, такой примитив не найти в худших романах
соцреализма. Уж не пародия ли это?
Живаго, интеллигент,
художественная натура, «человек с тонкой кожей», притом «лишний». Он
обостренно чувствует «страдания жизни». Например, он страдает от любви
сразу к двум женщинам и от потери обеих. Причем, потеря не есть
следствие внешних обстоятельств. Она предопределена его
бесхарактерностью. Живаго – доктор по профессии, но не призванию. Свою
судьбу и бытовые лишения Живаго воспринимает трагически, как
благополучный чеховский персонаж, неожиданно попавший в жестокую
реальность революции. В финале Живаго, безмерно устав от житейских
неприятностей, от мнимых и реальных опасностей, скрывает, что он доктор
(чтобы не беспокоили), «уходит в себя» и потом умирает. События затухают
по экспоненте. Невыразительная концовка – признак того, что автор не
справился с материалом.
Подведем итоги.
1. Пастернак рассказал о жизни и смерти интеллигента, мыкающегося среди темного и злобного народа, взбудораженного революцией.
2. Роман – далеко не эпопея. Несмотря на
широкий охват событий, он – частность. Пастернак обещал, что в романе
опишет «судьбу моего поколения». Это типичная пастернаковская
неточность. Вероятно, речь шла только о микросреде, из которой
происходил автор.
3. Обилие банальной публицистики и
сентиментальных пошлостей рассчитано на неприхотливого читателя.
Остальное в том числе недостоверность судеб большинства героев,
художественная и историческая, и бытовых сцен – детали.
4. Никакого «бесстрашия жизни, идущей путем страданий», в романе нет. Это поэтическое обещание осталось нереализованным.
Как же так случилось, что позитивный замысел не воплотился в доброкачественной прозе так, как это умел делать ранний Пастернак?
Сказанное позволяет считать роман неподходящим для изучения в школе. |