Уже в
поздней античности получило распространение
поэтическое направление, использовавшее любовные и застольные мотивы
лирики древнеримского поэта Анакреонта и эллинистической поэзии. Эти
стихотворения отличаются простотой,
изяществом, игривостью. Основные мотивы ее - радостное, беспечное упоение
жизнью, любовной страстью, вином. Любовные божества анакреонтиков -
Эрот, Киприда, Вакх, Грации, Хариты и многие другие.
Анакреонт
не был «пьяницей и волокитой», каким его нередко представляет традиция; такую
репутацию поэту создали множество подражаний позднейших эпох, в частности
некоторые эпиграммы (в которых напр. ему приписывается «тройное поклонение»
музе, вину и любви) и сборник, известный под названием «Anacreontea».
Подражание Анакреонту породило так
называемую анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения.
"Анакреонтикой" увлекались
многие поэты Западной Европы (поэты "Плеяды",
Вольтер, особенно Парни,
Лессинг, Якоби и
другие) и России (Ломоносов, Херасков,
Державин, Батюшков, Гнедич, Дельвиг и особенно Пушкин).
Большая
популярность поэта в Европе XVII—XVIII вв. восходит именно к
псевдоанакреонтической поэзии. Увлечение философией Эпикура, распространенное в
Европе этого времени, благоприятствовало развитию современной анакреонтической
поэзии.
Эпикуреизм
— философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей.
Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности.
Эпикуреизм
служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.
Мотив
жизнеутверждения в эпикурейской поэзии проявляется наиболее часто. Вино и золотые чаши являются основой.
Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни
человеку необходимо:
отсутствие телесного страдания;
невозмутимость души;
дружба.
Анакреонтическая
лирика культивировалась также в эллинских городах Палестины и среди
византийцев. Число подражаний Анакреонту, его стилю стремительно увеличивалось,
в результате они не только стали столь же популярны, как и оригиналы, но со
временем практически полностью вытеснили их.
В России
разработка анакреонтических мотивов имела свою давнюю традицию в дворянской
литературе. Еще Кантемир переводил Анакреона, при этом используя бытовой
эротический словарь. Переводы из Анакреона и подражания ему имеются у
Ломоносова, Сумарокова, Державина. Разрабатывали эту тему и более мелкие поэты.
Это была особая струя дворянской и близкой к ней литературы, уживавшаяся рядом
с торжественной поэзией. Вполне понятны ее социальные корни. Это была
выраженная при помощи античных форм дворянская поэзия наслаждения жизнью — то
более прямая и грубая, то более утонченная и галантная, то более предметная, то
более чувствительная или рассудительная. Яркими подражателями Анакреонта
являлись Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Пушкин и многие другие.
Батюшков,
как наиболее ярко выраженный поэт с взглядами эпикуреизма в России, и Пушкин,
как его «ученик» в анакреонтике, помогут нам рассмотреть влияние эпикурейства
на поэтов того времени.
Творчество
Пушкина более интересно для нас, прежде всего, как для людей с обострённым
чувством гордости за наше национальное достояние – великого поэта. Именно
поэтому мы бы хотели более подробно остановиться на его творчестве.
Выбирая
материал по интересующей нас теме из поэзии А.С. Пушкина, мы следовали
определённой хронологии его творчества и наблюдали, сколько произведений
отражают данные мотивы в тот или иной период жизни.
Пушкинская анакреонтика:
Основной
круг мотивов лицейской лирики Пушкина (1813—1817) замкнут рамками так
называемой «легкой поэзии», «анакреонтики».
Именно в
лицее происходит «становление пера» поэта. Здесь Пушкин начинает создавать
стихи с анакреонтическими мотивами. Молодой поэт рисует себя в образе
мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия.
Пушкин
проявляет интерес к литературным стилям, существовавшим в предшествующей и
современной ему поэзии. Отсюда — многочисленные примеры подражаний и стилизаций.
Пушкин
подражал анакреонтической лирике, которая в начале 19 века была особенно
популярна.
Большое
значение для выработки совершеннейшей художественной формы имело для Пушкина
обращение к великим образцам древнегреческой поэзии, которую позднее так высоко
ценил Маркс, а Белинский считал «художественной мастерской», через которую
должен пройти каждый поэт, чтобы стать подлинным поэтом художником.
Для
Пушкина раннего периода характерна ориентация на
эпикурейско-горацианско-анакреонтическую философию и «легкие» жанры,
воспринятые преимущественно через призму французской литературы. Эпикурейская
философия, анакреонтика, горацианство — все это явления далеко не тождественные,
но они входят в поэзию Пушкина под одним знаком.
Анакреон,
Шолье, Парни,
Враги труда,
забот, печали
(«Моему Аристарху».)
Многие
его стихи лицейских годов являлись подражанием любовной и вакхической лирике:
Дай бог
любви, чтоб ты свой век
Питомцев
нежным Эпикура
Провел меж
Вакха и Амура!
(«Князю А. М. Горчакову».)
Всюду в
его лирике этих лет звучит призыв «ловить мгновение», культ юности, мимолетной
любви и страсти (образы красавиц, часто изображаемых в традиционной, и даже в
некоторой степени клишированной форме: например, они носят греческие имена, и
вообще античный колорит отличает лирику такого рода), мотив дружбы, символика
вина, чаши, застолья, культ легкомыслия, за которым стоит подлинная высшая
мудрость.
Рассмотрев
737 стихотворений, было выявлено, что упоминание вина и винопития, картины
дружеской пирушки встречаются на протяжении всего творчества поэта.
В
творчестве Пушкина из всех алкогольных напитков чаще всего встречается – вино.
Оно в творчестве Пушкина занимает первоначальное место. Количество его
упоминаний – 62 раза.
В
лицейские годы вино в стихотворениях Пушкина встречается чаще всего – 22 раза.
У Пушкина
вино может выполнять несколько функций: является отсылкой к античной мифологии,
к христианству. Функции вина так же связана с дружбой. Молодым мальчишкам
хотелось веселиться, задориться. В своём стихотворении «К Пущину» Пушкин
представляет далёкие годы, когда они с друзьями уже будут «покрыты сединами» и
вот, они наливают из кубка вино в чаши. Здесь вино, чаши и кубок – символы
достатка, любви друзей, веселья и близости по духу некоторых людей.
Связь
вина и чаши прослеживается в 14 стихотворениях, которые связаны с античностью,
христианством, дружбой, уходом в другую реальность.
Но все
эти упоминания – символы. Дань античному искусству, античной мудрости жизни.
В
эпикурействе тема искусства зачастую проходила через призму пиршества. Поэтому
можно считать, что Пушкин всего лишь унаследовал античную традицию.
Испокон
века еда и напитки были для человеческого общества не только источником
поддержания жизнеспособности физического тела. Общественное застолье всегда
наделялось символическим смыслом. Распределение количества и качества еды,
порядок её подачи к столу, кто должен есть первым, - всё это определяло и
определяет статус человека в семье или в данном обществе. Это и формирует
пиршественный мотив у многих народов и находит отражение в произведениях
писателей и поэтов.
Пушкинское
пространство пира формируют повторяющиеся элементы: пища, кухонная утварь и
напитки. Наиболее частое их употребление встречается в лицейской лирике (из 134
стихотворений в 84) .
Занимаясь
у профессора Н. Ф. Кошанского, лицеисты пользовались двумя томами его «Ручной
книги древней классической словесности». В ней собраны образцы античной
литературы, которые пропагандируют республиканские и демократические идеи
древности.
Страстно
любил Кошанский античный мир и знал его, как мало
кто в тогдашней России. Увлекательно рассказывал он на своих уроках о
республиках Греции и Рима. Там при образе правления «республиканском и
вольном» процветали науки, искусства, литература.
Лицеисты,
в том числе и Пушкин, не только знали античную литературу, но и интересовались
ей.
Не
удивительно, что больше половины стихов Пушкина в лицейские годы проникнуты
античностью.
Исключительное
художественное мастерство Пушкина-поэта будет развиваться, обогащаться,
совершенствоваться на протяжении всей его жизни, но уже в этот период
складываются основные качества пушкинского поэтического языка и пушкинского
стиха, синтезировавшего в себе высшие достижения стихотворного искусства его
предшественников и современников, сочетающего живописную точность и звуковую
энергию, присущие лучшим стихам Державина, с пластичностью и гармонией
батюшковского стиха, с «пленительной» музыкальностью стиха Жуковского. В то же
время основой всего этого синтеза, специфическим свойством именно пушкинского
стихотворного языка, является его необыкновенная сжатость и выразительная сила,
которые стали поражать и восхищать современников вскоре же по выходе поэта из
лицея.
В послелицейской
лирике Пушкина петербургского периода (1817 — первая половина 1820 г.), как в
известной мере и позднее, продолжают бытовать многие темы, мотивы, жанровые
формы, характерные для лицейских лет творчества поэта; но они получают новое
весьма знаменательное развитие.
В лирике
Пушкина продолжают развиваться анакреонтические мотивы, характерные для
лицейского периода («Торжество Вакха», 1818, «Веселый пир», 1819).
Но
традиционные анакреонтические мотивы окрашиваются в оппозиционно-политические тона.
В одном ряду с Вакхом и Кипридой поэт воспевает «свободу». Это слово все чаще
приобретает в его стихах несомненное политическое звучание. Вместе с тем в
некоторых его стихах «анакреонтика» углубляется до подлинного проникновения в
дух античности. Образец этому — стихотворение «Торжество Вакха» (1818), которое
представляет существенный шаг вперед по сравнению даже с таким замечательным
стихотворением Батюшкова этого рода, как «Вакханка».
«О, как
стал писать этот злодей», — восклицает Батюшков, прочтя одно из стихотворений
Пушкина, написанных им вскоре после окончания лицея.
А вот
что пишет П. Морозов в статье «Пушкин и Парни»: «Общий тон эротической поэзии
Парни — ее простота, беспечность, призыв к эпикурейскому наслаждению радостями
жизни и особенно утехами любви — как нельзя больше отвечал пылкому темпераменту
нашего поэта».
Именно за
проникновение в дух античного, древнегреческого искусства Пушкин так любил
поэта эпохи французской революции Андре Шенье. Сам Пушкин в своих «Подражаниях
древним» и других многочисленных стихотворениях в антологическом роде, которые
пишутся им в годы южной ссылки («Нереида», «Редеет облаков летучая гряда»,
1820, «Муза», «Дева», «Дионея», 1821, «Ночь», 1823, и многие другие) показал,
что он прошел через мастерскую древнегреческого художества, овладел
образно-пластическим мышлением древнегреческих поэтов. Правда, подобно
Батюшкову, он знал их стихи только по переводам, но «глубокий художественный
инстинкт, — по словам Белинского, — заменял ему непосредственное изучение
древности».
В то же
время необходимо подчеркнуть, что обращение поэта в своих антологических
стихотворениях к античным образцам, к «древнему классицизму», — по выражению
Пушкина, — не было ни в какой мере возвратом к классицизму XVIII в., представители
которого механически подражали внешним формам античного искусства.
Западноевропейский классицизм XVII—XVIII вв. и русский классицизм XVIII в. с
его абстрактным рационализмом был не только чужд, но и полярно противоположен
конкретно-чувственному и тем самым «художественному по преимуществу» мышлению
древних греков. Наоборот, овладение древнегреческим художественным мышлением
осуществлялось Пушкиным на почве романтизма, решительно выступившего против
рассудочности классицизма, выдвинувшего требование «местного» — национального,
исторического колорита.
В новой,
«северной» ссылке, в Михайловском, Пушкина со всех сторон обступил мир русской
народной жизни. И анакреонтические мотивы в его лирике значительно оскудели,
если не сказать, что почти исчезли. Этот период его творчества содержит
наименьшее количество стихов по данной теме.
К 1830-
1836 гг. относится ряд «Подражаний древним», переводов из античных поэтов. Но
такого масштаба, как в лицейской лирике, эпикурейские и анакреонтические мотивы
в поэзии Пушкина этого периода жизни и творчества уже не приобрели.
Анакреонтика Батюшкова:
Ближайшим
предшественником и учителем Пушкина в анакреонтической поэзии был Батюшков. Но
у Батюшкова анакреонтические мотивы приобретают уже несколько иной характер и
иной смысл. Этот новый оттенок связан с становлением дворянского либерализма
начала XIX в. Здесь имеет значение даже внешняя количественная сторона:
«легкая поэзия» становится господствующей, основной. Но не эта сторона решает
дело. Важнее то, что эпикурейские мотивы оказываются связанными с «вольтерьянством»
и либерализмом.
Батюшков
— замечательный знаток античности. Он вводит в свои стихи исторические и
мифологические имена этого мира. В стихотворении «Мечта» вспоминаются зефиры,
нимфы, грации, амуры, Анакреонт, Сапфо, Гораций и Аполлон, а в стихотворении
«Совет друзьям» — нимфы, Вакх, Эрот. У него есть стихи «К Мальвине», «Послание
к Хлое», «К Филисе». Однако обилие античных имен, исторических и мифологических
в стихах о современности, несомненно, привносит стилистический разнобой. Именно
поэтому Пушкин по поводу послания «Мои пенаты» заметил: «Главный порок в сем
прелестном послании есть слишком явное смешение древних обычаев мифологических
с обычаями жителя подмосковной деревни». В этом стихотворении в «хижине убогой»
с «ветхим и треногим столом», «жесткой постелью», «рухлядью скудельной»
соседствуют «кубки», «чаша золотая» и «ложе из цветов».
Потенциально
Батюшков совпадает с Пушкиным не только в общих крупных линиях творческой
эволюции, но и в темах, сюжетах, подчас даже в самых названиях отдельных
произведений. Окончив своего «Умирающего Тасса», Батюшков намерен был приняться
за обработку сюжета об Овидии в изгнании: «Овидий в Скифии: вот предмет для
элегии, счастливее самого Тасса» (письмо Гнедичу 1817 года). В одном из писем к
Вяземскому он посылает подробно разработанный конспект задуманной им поэмы под
названием «Русалка» и т. д.
Всматриваясь
в неосуществленные планы и замыслы Батюшкова, начинаешь наглядно понимать всю
великую закономерность Пушкинского развития.
Стихотворение
«Вакханка» воссоздает образ жрицы любви. Уже в первой строфе, сообщающей о
стремительном беге вакховых жриц на праздник, подчеркивается их
эмоциональность, порывистость, страстность: «Ветры с шумом разнесли Громкий вой
их, плеск и стоны». Дальнейшее содержание стихотворения — развитие мотива
стихийной страсти.
Радость
почти всегда является у него в дымке печали. Большинство его эротических и
анакреонтических стихов проникнуто горькой мыслью о «тщете» бытия, «крылатости»
счастья, «губительности» времени, «беспрестанном увядании чувств». Жадно
припадая к «златой чаше», увитой «розами сладострастья», поэт все время
чувствует за своими плечами то пугающий, то радующий его призрак смерти. Мотивы
наслаждения вином и любовью выдвигаются в качестве своего рода защитного
средства против неизбежной быстротечности всего сущего, подсказаны торопливым
стремлением «сорвать цветы» радости «под лезвеем» занесенной над ними
губительной, смертной «косы».
С годами
элегические подземные струи лирики Батюшкова все более и более выбиваются
наружу. На «пылающих ярким багрецом» «ланитах» вакханок и менад его чувственных
языческих видений все явственнее проступает зловещая смертная синева. Среди его
«Подражаний древним» (1821 года) есть одно потрясающее восьмистишие:
Когда в страдании
девица отойдет,
И труп
синеющий остынет,
Напрасно
на него
любовь и амвру льет,
И
облаком цветов окинет:
Бледна, как
лилия, в лазури васильков
Как восковое изваянье.
Нет радости
в цветах для
вянущих перстов
И суетно
благоуханье!
«Философ
резвый и пиит»,— сказал о Батюшкове юный Пушкин, проницательно улавливая
отраженные в стихах Батюшкова глубины человеческого сознания и остроту мысли
поэта. Этот «философ» резвый: ведь он автор шутливого «Видения на берегах Леты»
и колкого «Певца в Беседе любителей русского слова». Поэтическая формула
Пушкина была отзвуком строки самого Батюшкова в «Моих пенатах»: «философ и
пиит»; Такие отзвуки в раннем творчестве Пушкина можно уловить не раз. Мы
ощущаем эту близость поэтов и в общей мажорной тональности ранней пушкинской
лирики, некоторых ее эпикурейских мотивах, звучания пушкинского стиха. «Арфа»
Батюшкова была для Пушкина действительно «златострунной».
Выводы:
Анакреонтика повлияла на развитие всего
европейского и русского искусства.
Пушкин и Батюшков как никто в России, обращались в
своей поэзии к античности, можно сказать, пропагандировали в своих лирических
произведениях эпикурейство, сладость вкушения жизненных радостей и самой жизни.
Обращение к анакреонтизму давало возможность
поэтам развивать свое творческое начало, двигаясь по пути уже намеченному,
следуя многовековому опыту древнеримских и древнегреческих поэтов.
На развитие дарования А.С. Пушкина наивысочайшее
влияние оказал анакреонтизм. Поэт
получил возможность выражать свои взгляды (в более зрелые годы, в основном
общественно-политические) через призму античности, находя в ней прообраз всего,
что сейчас существовало. Действительность, критику современного ему мира он
вуалировал, перенося действие в Древний Рим или Древнюю Грецию.
Влияние анакреонтики на Пушкина то постепенно
ослабевало, то возрастало, но наиболее богатый эпикурейством и анакреонтикой
период был в лицейские годы. |