Творчество его многосложно. В
первый период (с 1947 по 1965 г.) он автор трех повестей: «Палая
листва», «Полковнику никто не пишет», «Недобрый час» и сборника
рассказов «Похороны большой мамы», о которых он сам отзывается как о
«статичных реалистических» произведениях.
Это вершина его творчества. В
многочисленных интервью он стремится искренне разъяснить свои творческие
интенции. Его главное утверждение – это реалистический роман.
«Сто
лет одиночества» на уровне жанра – тотальный, синтетический роман.
Исследователи отмечают в нем конструкты жанра семейной хроники (шесть
поколений семьи Буэндиа), что позволяет делать сопоставления с «Сагой о
Форсайтах» Голсуорси, «Будденброками» Т. Манна, циклом «Ругон-Маккары»
Золя.
Художественная структура романа
Маркеса универсальна. Попытаемся выделить общий для латиноамериканской
литературы интерес к барочной структуре с ее повсеместным ощущением
божественной троицы.
Его место в мировой литературе
неоспоримо по своей громадной значительности. Но найти его «на
литературной карте, по определению Пола де Мэна, не так легко».
Центральное
понятие в эстетике Борхеса – текст. Оно появилось у него в 1952 г.,
когда семиотика только-только формировалась как наука, представляющая
вселенную как мир знаков.
Особую группу рассказов составляют
мифологические сюжеты из мировой литературы и религиозных источников.
Они многочисленны: «Дом Астерия», «Круги развалин», «Три версии
предательства Иуды», «Евангелие от Марка», «Письмена Бога» и др.
Особую группу представляют
рассказы, выполненные в традиционной реалистической поэтике. Это «Эмма
Цунц», «Гуаякиль», «Ульрика», «Злодейка»; рассказы о гаучо: «Хуан
Муранья», «История Росендо Суареса», «Человек из розового кафе»,
«Биография Тадео Исидора Круса».
Антидрама, театр абсурда, театр
парадокса – широкое явление в мировой культуре – представлено блестящими
мастерами в области драматургии: А. Жарри (Франция), Виткевич (Польша),
Дюрренматт (Германия), Э. Олби, Г. Пинтер (Америка)...
Отрицая весь предшествующий театр, он
стремится создать «чистую драму» – антитематическую, антиидеологическую,
антисоцреалистическую, антифилософскую, антибульварную.
Знаменитый режиссер Питер Брук
писал: «С. Беккету мы обязаны, может быть, самыми впечатляющими и
наиболее самобытными драматургическими произведениями нашего времени».
Выдающийся американский драматург, чей
талант от бога обеспечил театрам мира современный репертуар. Пьеса
«Стеклянный зверинец» (1945), принесла ему известность, а появившийся в
1947 г. спектакль «Трамвай "Желание”» – мировое признание.
Один из самых знаменитых
английских драматургов, получивших широкое мировое признание. Он –
«знаковая» фигура для драматургии второй половины XX – начала XXI в.
Если в «Розенкранце и
Гильденстерне» Стоппард пересекал пространства в одном времени, то в
«Аркадии» наоборот: в одном пространстве взаимодействуют весьма
удаленные друг от друга эпохи.
Его жизнь и творчество точно
уложились в духовные параметры ХХ в. Чуть перефразируя слова Рильке, он
мог бы сказать: «На рубежах веков мой стих течет». Границы его жизни
вобрали главное в социуме и эпистеме ХХ в.
Дорогое
для сердца поэта искусство Слова определяет характер авторской
аксиологии – она стала светлее: Слово, по Целану, вопреки всему живет и
выживает.