Для современного читателя характерно
неоднозначное отношение к Харуки Мураками. Для кого-то он временное
явление вроде Б. Вербера или П. Коэльо, для кого-то — автор одного
романа, а для некоторых ценителей литературы вообще не является поводом
для обсуждения.
Джонатан Коу — английский
автор, с которым современные критики связывают сегодня будущее
английской литературы (хотя ему уже за пятьдесят). Родился в 1961 г.,
окончил престижный Тринити колледж в Кембридже, преподавал английскую
поэзию в университете Уорвика, получил докторскую степень...
Феномен метапрозы активно развивается с
середины XX в., что связано прежде всего с установкой современной
литературы на саморефлексию и интертекстуальность, за которой стоит
целый ряд философских идей об исчерпанности культуры, игре,
диалогичности и принципиальной открытости текста.
Из первого абзаца небольшой и как
будто весьма профессионально «сработанной» аннотации к роману,
вышедшему в русском переводе в 2009 г., т. е. четыре года спустя после
его выхода в свет на родине писателя, читатель, по меньшей мере, узнает,
что, во-первых, его автор — «современный американский классик главного
калибра»
В книге «Морфология реальности»
В. Руднев констатирует «принципиальную невозможность реализма», так как
последний постепенно уступает место семантике возможных миров. «Реализм и
ирреализм — одинаково нереалистично», — пишет Майкл Хайм в книге
«Метафизика виртуальной реальности».
Меир Шалев (Meir Shalev) (р.
1948) — известный израильский писатель и журналист, лауреат итальянской
премии «Джульетта» за лучший роман о любви (2002), автор многих
художественных и публицистических произведений («Русский роман», 1985;
«Как несколько дней», 1994; «В доме своем в пустыне», 2004...
На первый взгляд роман Орхана
Памука «Меня зовут красный» — типичный постмодернистский роман. Текст
«Красного…» как бы транслирует многочисленные культурные уровни
прочтения, которые ставят под сомнение план
внехудожественной действительности...
В романе финского писателя Ханну
Лунтиала «Последние сообщения» мы из более чем тысячи sms-сообщений
узнаем о жизни топ-менеджера финского отделения Microsoft, Теему,
который оставляет работу, чтобы совершить паломничество по местам своей
разгульной юности.
Впервые за последние века литература
оказалась в положении впавшей в немилость падчерицы, когда формальные
родственники указывают ей на скромное, не самое светлое место и заводят
длинные речи о кризисе, из которого уже не выбраться.
Экзистенциализм – самое широкое,
влиятельное направление в мировой культуре ХХ в. По образному
утверждению, как нельзя пройти по осеннему лесу, чтобы не наступить на
опавшие листья, так и в ХХ в. невозможно не столкнуться с идеями
экзистенциализма.
Он имел право сказать: «Я и Мальро
создали эпоху, эпоху интеллектуализма». Действительно, его
многочисленные труды в области философии, публицистики, критики,
искусства явились осознанием ХХ в., укоренились в эпистеме культуры.
Погиб в автомобильной катастрофе.
Лауреат Нобелевской премии 1957 г., самый молодой лауреат (44 года).
Властитель душ целого поколения – драматург, романист, эссеист, философ,
участник подпольного Сопротивления.
В 1955 г. Камю писал: «По
сравнению с "Посторонним” "Чума” бесспорно знаменует переход от
одинокого бунтарства к признанию сообщества, чью борьбу необходимо
разделить.
В этом романе Камю завершает свою
траекторию размышлений над судьбами индивидуализма в XX в. Роман написан
в своеобразной диалогической форме, когда собеседник представлен лишь в
отражении речевого потока говорящего – изощренность его сродни
знаменитому «Человеческому голосу» Кокто.
Концепция личности как множества ее
ипостасей получает в романе обобщающее, «интегральное» выражение в мифе
об Аполлоне (эпизод из «Алкестиады» в поэтическом повествовании
Катулла): Аполлон был представлен Тирезием Адмету как аноним из пяти
пастухов...
Япония – книжная империя с
многовековой историей. Первые португальские и испанские миссионеры
свидетельствуют, что к середине XVI в., в период Токугавы (1603–1867),
чтение и письмо преподавались в Японии по всей стране более чем в 20
тысячах частных школ...
Ясунари Кавабата – автор повестей
«Танцовщица из Идзу», «Снежная страна», романов «Стон горы», «Старая
столица» (1962). В 1968 г. ему вручена Нобелевская премия «за искусство
воплощения национального духа Японии».
Мисима – писатель широкого
диапазона. В его произведениях нашли блестящее художественное выражение и
традиция, и современность. 40 романов, 18 пьес, десятки сборников
рассказов, эссе создают за 25 лет творческого труда...
Это наиболее читаемый японцами и
не только ими роман Мисимы. Это шедевр его творчества, поражающий
сложностью философско-нравственных идей, скрытых под кажущейся простотой
и занимательностью сюжета. Роман написан на основе реального события.
Большая, серьезная литература
именуется в Японии литературой «перекрестка»: основная дорога
национальной специфики вбирает, скрещиваясь, многие иноземные явления.
«Высоколобность» ярко представлена в творчестве Кобо Абэ, Киндзабуро Оэ.
«Я один из писателей, стремящихся
создать серьезные литературные произведения, противостоящие тем романам,
которые всего лишь удовлетворяют запросам потребителей культуры…» (из
нобелевской речи).
Им написано немного. Но роман «Над
пропастью во ржи» (1951), книга «Девять рассказов» (1953), повести из
цикла о семействе Гласов: «Выше стропила, плотники», «Френии», «Зуи»,
«Симор: введение», «Хэпворт 16. 1924» и другие по сей день являются
эталонами мастерства.
«Новый» роман на Олимпе
историко-литературного процесса оказался во второй половине 50-х –
начале 60-х годов XX в., и за долгое время пропаганды своих
художественно-эстетических устремлений, если считать началом «Тропизмы»
(1939), сделанное новороманистами внушительно для развития жанра романа.
Натали Саррот, русская по
происхождению (Наташа Черняк). Во Франции жила с 1907 г. Получила высшее
филологическое и юридическое образование. «Эра подозрения» (1950) – ее
программный художественно-эстетический трактат.
Жизнь свою он подробно описал в
двух томах мемуаров «Романески». Бедная семья. Перед войной окончание
лицея в Париже. Во время немецкой оккупации был отправлен работать на
завод в Германию.
Роман Дж. Барнса «История мира в 10 1/2
главах» (1989) представляет несомненный интерес как произведение,
ставшее «классикой» постмодернизма. Выполненный с мастерством, он обрел
мировую славу. У нас он появился в 1994 г. в переводе В. Бабкова.
Латиноамериканская литература долгое время
существовала для европейского сознания как региональная литература с
набором сугубо «почвеннических» проблем. «Единственным в своем роде» был
в поэзии Пабло Неруда с его эпической «Всеобщей песнью» (1949).