Творчество его многосложно. В
первый период (с 1947 по 1965 г.) он автор трех повестей: «Палая
листва», «Полковнику никто не пишет», «Недобрый час» и сборника
рассказов «Похороны большой мамы», о которых он сам отзывается как о
«статичных реалистических» произведениях. В них чувствуется чуть
заметное присутствие Фолкнера и заметное Хемингуэя: появляется «Макондо»
в двух повестях как инвариант центростремительного пространства
Иокнапатофы; на поверхности краткость, подтекстовая выразительность в
ситуации «победы в поражении», как у Хемингуэя. Но главное – в них уже
звучат мотивы разлада в жизни, одиночества, которые станут определяющими
для «Сто лет одиночества» (1967). Это позволяет рассматривать эти
произведения как первые подступы к главному произведению. Сам Маркес
видит в них наброски ко многим сценам и персонажам, развернутым позднее.
Всему творчеству Маркеса присуще
то внутреннее единство, которое позволяет ему утверждать, что он всю
жизнь пишет один роман. Действительно, роман «Осень патриарха» (1975)
развертывает со всей барочной силой художественного эксперимента два
эпизода «диктаторства» из предыдущего романа; «Любовь во время чумы»
(1986) искусством классического психологизма обогащает одиссею любви в
«Сто лет одиночества», а роман «Генерал в своем лабиринте» подвергает
скрупулезному анализу проблему смерти. Все эти произведения изданы
невиданными для Латинской Америки громадными тиражами. Всемирный успех.
Шумная литературоведческая дискуссия. Живой классик. В 1980 г. он
удостоен Нобелевской премии. |