После публикации «Отцов и детей» начинается
кризисная полоса в жизни Тургенева. Его, призывавшего к духовному примирению и
социальной консолидации, объявили своим врагом как консерваторы, обвинив в
потворстве бунтующей молодежи, так и молодые радикалы, обвинявшие его, в свою
очередь, в идейном консерватизме и обтекаемости политической позиции.
Кризис
усугублялся также событиями начала 1860-х годов, когда, после обнародования
манифеста об отмене крепостного права, в ответ на угрозы со стороны радикалов,
ждавших массового возмущения крестьян и призывавших к «отрублению» «миллионов»
помещичьих голов, правительство ответило суровыми репрессиями (наряду с прочими
был арестован Чернышевский), заставившими вспомнить о, казалось бы, навсегда
отошедшей в прошлое николаевской эпохе. Кризисными настроениями пропитаны
написанные в те годы два небольших произведения Тургенева: повесть «Призраки»
(1864) и лирико-философский этюд «Довольно!» (1865).
В первой фантастический
сюжет – ночные полеты безымянного героя с таинственной, бесплотной девушкой
Эллис по разным странам и эпохам – достаточно прозрачно выражает мысль автора о
бесперспективности движения Истории, в которой вечно – и в древности, и в
современности – сталкиваются две одинаково жестокие силы: сила государственного
давления и сила разрушительного бунта «низов»; и в Риме времен Цезаря, и в
России времен Разина, и в «сегодняшних» Париже и Петербурге люди продолжают
лить кровь и уничтожать друг друга, и никто не в состоянии прекратить эту
бессмысленную вселенскую бойню.
В «Довольно!», написанном от лица «художника»,
Тургенев сначала провозглашает верховенство «чистого» искусства с его нетленной
и независящей от злобы дня красотой над любыми политическими доктринами,
включая и либеральные, всегда ведущими, как это видится ему теперь, только к
насилию, крови и пошлости, а потом и само искусство, последнее утешение
человека на этой земле, объявляет тленным, преходящим и бессильным
противостоять всепожирающей смерти, с равным безразличием уничтожающей и
«драгоценнейшие строки Софокла», и «божественный лик фидиасовского Юпитера».
Шопенгауэровская Вечность опять повернулась к писателю своей темной и страшной
стороной. «Призраки» и «Довольно!» – высшая точка и апофеоз тургеневского
пессимизма.
|