В
последнем романе «Новь» Тургенев опять проявляет живой интерес к событиям
современной истории. На этот раз предметом изображения становится народническое
движение 1870-х годов. Действие романа происходит в 1868 г., когда
появляются и начинают активно функционировать первые народнические кружки, в
которых вырабатывалась тактика мирного хождения интеллигенции в народ, а также
подготавливался ряд акций по возбуждению народного гнева и неповиновения
властям.
Разочарованный в идеале Героя, Тургенев достаточно скептически
относился к планам и деятельности народников, политическая программа которых во
многом строилась на концепции Героя-лидера, призванного вести за собой
непросвещенную толпу, вдыхая в нее энергию ненависти к существующему положению
вещей.
Таким бунтарем-фанатиком, безоглядно преданным идее скорейшего
освобождения народа и готовым ради ее торжества все сокрушить на своем пути,
выведен в романе народник Маркелов, тип выродившегося Дон Кихота. Характерный
для народнической среды тип «кающегося» дворянского интеллигента, сознающего
свою вину перед народом, но неспособного проникнуться его жизнью и болезненно
переживающего свою оторванность от него как в социальном, так и в культурном
отношении, представлен в образе Нежданова, имеющего много общих черт с героями,
относимыми Тургеневым к типу образованных и утонченных, но слишком пестующих
свое «я», самозафиксированных дворянских Гамлетов. Самоубийство Нежданова в
конце романа символически выражает глобальную неудачу всего народнического
движения, которое, по мнению писателя, было обречено с самого начала.
Тем не
менее, по-человечески, представители оппозиционной интеллигенции в «Нови»
пользуются большей симпатией Тургенева, чем это было в «Дыме». Здесь они
изображаются не как зеркальное отображение «консервативной» партии, а как люди,
безусловно, обладающие рядом моральных преимуществ по сравнению с их идейными
врагами – дворянскими аристократами. Резко сатирическому освещению подвергаются
в «Нови» ультраконсерватор, убежденный монархист Калломейцев и близкий ему по
взглядам, хотя и маскирующийся под здравомыслящего и гуманного либерала богач и
аристократ Сипягин. Это люди, дорожащие своим благосостоянием и положением в
обществе и готовые силой защищать свои привилегии от тех, кто пытается обратить
их внимание на существование бедных и обездоленных. В отличие от
дворян-аристократов, народники открыты страданиям несчастных, сознают всю
тяжесть и бедственность их положения и изо всех сил стремятся к тому, чтобы
изменить и улучшить его. В этом, но только в этом, по Тургеневу, заключается
правда народнического движения.
Примечательно, что даже к популярной в
народнических кругах идее жертвования собой во имя страдающих масс писатель,
всегда благоговевший перед людьми, способными на отречение от своего «я», от
своих личных интересов ради служения ближнему и Высшему, относится по меньшей
мере двойственно, – возможно, как раз потому, что не считает Высшим то,
ради чего в данном случае эта жертва приносится. Недаром Марианна, главный
женский персонаж романа, народнический вариант страстной и цельной «тургеневской
девушки», мечтающей о жертвенном подвиге, в конце концов отказывается от
идейной дружбы и любовного союза с народником Неждановым и становится женой
Соломина – героя, воплощающего, по Тургеневу, единственно верный путь
дальнейшего социального и культурного развития России. Соломин так же остро
враждебно относится к консерваторам, как и сами народники, однако их тактике,
основанной на таких внешних, с его точки зрения, эффектах, как бунт и жертва,
предпочитает медленное культурное строительство, обучение русских крестьян и
рабочих навыкам честного, ответственного труда и через это повышение их
самосознания и общей степени цивилизованности.
Звучит в «Нови», хотя
значительно глуше, чем в других романах, и тема Вечности, стоящей за Историей и
открывающей за пестрым веером фактов и событий всегда один и тот же
универсальный узор борьбы жизни и смерти, роста и разложения, возбуждения и
спада. Как и в «Дыме», темная Вечность действует в романе через иррациональную
силу любви: Нежданов убивает себя не только осознав крах дела, которому служил,
но и потому, что теряет ушедшую от него к Соломину Марианну; темная стихия
болезненной страсти к Нежданову проходит через всю жизнь
революционерки-народницы Машуриной, продолжающей и после его смерти хранить
память о нем и, как идолу, поклоняться его фотографическому портрету…
|